Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
вали Сапса (Шапша ‘Запасливый’, т.е. «город с запасами»). В прошлом он был обменным пунктом между манси, с одной стороны, русскими и ко ми — с другой. В этот город северные манси увозили на оленях пушни ну, свежую рыбу (манси Конды и Оби тоже приезжали туда на лоша дях). Там свою пушнину, а иногда и зимнюю меховую одежду, обмени вали на муку, сахар, хозяйственные товары, привозили оттуда и самогон в больших бутылях. Обо всех этих поездках мама рассказывала подру- гам-слушательницам. А те в свою очередь делились всем, что видели и слышали. Случались у них и забавные, и тяжелые истории. Все это было очень интересно детям. В данный том вошли мифы-сказки, собственно сказки и предания, записи которых были сделаны в 1889, 1952, 1958—1960, 1968, 1978, 1992, 2002 гг. Сказки (мōйтыт) представлены священными сказками- мифами (тексты 1—3) и несвященными, собственно сказками, в кото рых выделена группа для взрослых (тексты 4—32, 41) и детские сказки (33—40). Предания составляют 21 текст (тексты 42—62). Таким обра зом, в том вошло 62 произведения, из которых 43 публикуются впервые. Основная часть текстов тома записана от женщин. Мужчины их называ ют «женскими сказками» (эква мōйтыт). К таким сказкам они отно сятся пренебрежительно, не берутся рассказывать, а порой и не знают их содержания. Следует отметить, что в многотолшых изданиях Б.Мункачи и А. Кан- нисто — М. Лиимола женских сказок не зафиксировано. Женские сказки, на наш взгляд, относятся к наиболее древнему пла сту устного творчества манси, они архаичны по сюжету, упоминаемым в них предметам материальной культуры, описанию женского труда, упот ребляемой лексике. Каждый жанр мансийского устного творчества имеет свой стиль и характер исполнения. При исполнении мифов сказитель широко использует интонацию, паузы, реплики, мимику, которые помогают понять контекст повество вания. Обычно на возникающие по ходу сказания вопросы слушателей сказитель не дает ответа. Например, в мифе «Священная сказка о воз никновении Земли» говорится, что Земля существует, но покрыта океа ном. По нему плавает клочок торфа, на котором размещается лишь один домик, в нем живут Жена и Муж'... У слушателей возникает вопрос: 1 В мансийских сказках, как правило, сначала называется жена (женщина), лишь за тем — муж (мужчина).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2