Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

вали Сапса (Шапша ‘Запасливый’, т.е. «город с запасами»). В прошлом он был обменным пунктом между манси, с одной стороны, русскими и ко­ ми — с другой. В этот город северные манси увозили на оленях пушни­ ну, свежую рыбу (манси Конды и Оби тоже приезжали туда на лоша­ дях). Там свою пушнину, а иногда и зимнюю меховую одежду, обмени­ вали на муку, сахар, хозяйственные товары, привозили оттуда и самогон в больших бутылях. Обо всех этих поездках мама рассказывала подру- гам-слушательницам. А те в свою очередь делились всем, что видели и слышали. Случались у них и забавные, и тяжелые истории. Все это было очень интересно детям. В данный том вошли мифы-сказки, собственно сказки и предания, записи которых были сделаны в 1889, 1952, 1958—1960, 1968, 1978, 1992, 2002 гг. Сказки (мōйтыт) представлены священными сказками- мифами (тексты 1—3) и несвященными, собственно сказками, в кото­ рых выделена группа для взрослых (тексты 4—32, 41) и детские сказки (33—40). Предания составляют 21 текст (тексты 42—62). Таким обра­ зом, в том вошло 62 произведения, из которых 43 публикуются впервые. Основная часть текстов тома записана от женщин. Мужчины их называ­ ют «женскими сказками» (эква мōйтыт). К таким сказкам они отно­ сятся пренебрежительно, не берутся рассказывать, а порой и не знают их содержания. Следует отметить, что в многотолшых изданиях Б.Мункачи и А. Кан- нисто — М. Лиимола женских сказок не зафиксировано. Женские сказки, на наш взгляд, относятся к наиболее древнему пла­ сту устного творчества манси, они архаичны по сюжету, упоминаемым в них предметам материальной культуры, описанию женского труда, упот­ ребляемой лексике. Каждый жанр мансийского устного творчества имеет свой стиль и характер исполнения. При исполнении мифов сказитель широко использует интонацию, паузы, реплики, мимику, которые помогают понять контекст повество­ вания. Обычно на возникающие по ходу сказания вопросы слушателей сказитель не дает ответа. Например, в мифе «Священная сказка о воз­ никновении Земли» говорится, что Земля существует, но покрыта океа­ ном. По нему плавает клочок торфа, на котором размещается лишь один домик, в нем живут Жена и Муж'... У слушателей возникает вопрос: 1 В мансийских сказках, как правило, сначала называется жена (женщина), лишь за­ тем — муж (мужчина).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2