Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
роде его называли Пēтрав-Ōйка, или просто Сорт-Ойка, букв.: «Щука- Мужчина». Такое прозвище он получил потому, что его бабушка была привезена из местечка на средней Сосьве, где добывали много щук. В доме Сорт-Ōйка собирались в основном мужчины, здесь было интересно послушать мастеров-сказителей. Хозяин рассказывал миф о возникнове нии Земли и установлении жизни на Земле. От него, своего двоюродного брата, узнал этот миф мой отец Иван Петрович Ромбандеев. Мальчики-подростки приходили в дом Антипа Осиповича Сайнахо- ва (он умел играть на санквылтапе, рассказывать сказки, петь), а позд нее и в дом Егора Семеновича Овесова — талантливого и доброго чело века, балагура, музыканта и танцора. Женщины любили собираться в нашем доме. Мама моя, Мария Дмитриевна Ромбандеева (1885—1979), была большой мастерицей, по вечерам всегда шила и кроила. Приходя к ней, другие женщины тоже брали с собой работу: шитье, шкуры для выделки. В долгие зимние вече ра они делали жилы из сухожилий, чинили старую и шили новую обувь, одежду для всей семьи при слабом свете огня нāйсан. Это была берестя ная чашечка с жидким жиром, в него опускали туго закрученный шнур из волокон крапивы, пропитанный жиром, и поджигали с конца. На таких сборах обязательно присутствовали дети — девочки и мальчики. Они никогда не мешали матерям, не плакали, не прыгали, не кричали, а прижимались как мож но ближе к взрослым. Обычно на таких посиделках сначала рассказы вали детские сказки, затем сказки для взрослых. Моя мама знала очень много сказок и древних рассказов ( пёс потыр), случаев из жизни древ них и современных людей, далеких и близких. В молодости она с от цом и всей семьей выезжала на Обь заготовлять на зиму сушеную рыбу, рыбий жир для еды и освещения. С моим отцом они даже ездили в город Ивдель (от манс. ивтāл > Мари, д ^ ^ ев н а Ромбандее». йивтāл ‘Безлесый’), его еще назы- (1885—1979)— сказительница
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2