Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

ленного ритуала и в отсутствие чужих людей, тем более другой нацио­ нальности. Помещение, где должны были слушать священный миф, под­ готавливали особо. Почтенные мужчины занимали места в передней части дома, рядом со сказителем. Помощник сказителя разводил кос­ тер в очаге, поджигал чагу, ставил ее в чашечке на стол в переднем углу, клал на стол нож острием к этому углу, иногда — серебряную монету рядом с ножом. Монета являлась вознаграждением исполнителю, а нож и чага служили, вероятно, оберегами. Все это делалось в полном молча­ нии присутствующих. Священный миф о возникновении Земли и жизни на Земле женщины слушали только до середины, а затем их вежливо просили покинуть помещение: «Дорогие женщины, рассказ дошел до свя­ щенного места, вам дальше слушать нельзя, вы идите, занимайтесь свои­ ми делами». Все женщины без возражений вставали и говорили: «Я-та, минитэв, кональ патталахтэв ‘Ну-ка, выйдем-ка, выберемся на ули­ цу’». Спокойно, без суеты они выходили вместе со своими девочками- подростками, а на улице спрашивали друг у друга: «О чем же дальше говорится?..» Если сказочник рассказывал длинную сказку или много сказок под­ ряд, то он сначала сидел, а затем принимал полулежачее положение, многие мужчины тоже следовали его примеру. Исполнение шло в полу­ мраке или, если не было огня в чувале, при слабом свете луны, проника­ ющем через маленькое окно в дом. Отсутствие освещения лишь усилива­ ло воображение и впечатление слушателей. Сказители удивительно тонко разбирались в психологии своей аудитории. Если сказочник находился в трауре, его никогда не просили расска­ зать сказку, он не пел песен, не участвовал в представлениях на медве­ жьем празднике и ничего не исполнял в течение всего времени траура, срок которого определялся в зависимости от степени родства. У манси принят максимальный срок траура 5 лет, если в роду умирает мужчина, и 4 года, если это женщина. В прошлом в каждой деревне жили признанные сказители (мōйтнэ хотпа), имена которых были известны повсюду. Дом такого сказителя пользовался всеобщим почитанием; в нем собирались слушатели сказок, там велись беседы, обсуждались повседневные дела. Следует отметить, что мужчины встречались в одном доме, женщи­ ны же со своими дочерьми и малолетними сыновьями — в другом. Под­ ростки-мальчики собирались обычно у пожилого сказочника Чаще он был признанным в деревне музыкантом, играл на санквылтапе. Там пели, танцевали, рассказывали интересные сказки, а желающие учились музы­ кальному искусству.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2