Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
желания, прославляется ум и сила человека, иногда осмеиваются его сла бости, лень, поется о любви, надежде и грусти, вызванной несбывшейся мечтой. Такие песни широко не оглашаются самими сочинителями, скры ваются от других людей, известными становятся случайно. Каждый ман си стремится написать песню о себе. О маленьких ж е детях песни сочи няют их матери. В них содержится мечта матери о будущем ребенка. Песни о судьбе поются и после смерти человека, они сохраняются как память о нем и его делах. Мансийские сказки имели сезонный характер исполнения. Их мож но было рассказывать приблизительно с середины ноября до середины марта. В это время стояли большие морозы, поэтому дети, женщины и пожилые люди находились дома Сказки помогали им скоротать время в долгие зимние вечера Нельзя было рассказывать сказки весной, летом, осенью, когда ворона еще не улетела из тех мест, где живут манси. Если кто-либо нарушит запрет, то, считали манси, у рассказчика голова по кроется паршой (говорили: «ворона нагадит на его голову»). Этот запрет соблюдали строго. По-видимому, причина была достаточно прагматиче ская: весной, когда становилось тепло и начинались весенние работы, не было времени слушать сказки. Сказки были распространенным и любимым жанром, поэтому ман си старались найти как можно больше хороших сказочников. Существо вал даже обычай, к которому чаще всего прибегали подростки. Когда ели заячье мясо, приглашали знатоков сказок и клали перед ними почетные куски — голову зайца Съевший заячью голову должен был рассказать семь сказок. Поскольку зимой подростки ловили много зайцев петлями, на до бытого ими зайца приглашали всеми уважаемых в деревне дедушек и бабушек, которые по старости уже не могли сами охотиться. Слух о том, кто начнет рассказывать сказку, быстро расходился по деревне, и к вече ру желающие слушать заполняли дом. Таким сказочником иногда бывал приезжий гость из другой деревни. Вечера сказок долгие, и если уставал один сказочник, то начинал рассказывать другой. Иногда те, кто не был на вечере, просили подростков пересказать услышанные сказки. Так вы являлись новые будущие сказители. Несвященные сказки (т.е. собственно сказки) могут рассказывать как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины. Сказки слушали внимательно. По ходу изложения слушатели вставляли какие-либо одоб рительные слова, например, тый ‘вот как’, ёмас тэстэ ‘вот так ему и надо!’ и т.п., давая понять, что рассказ интересен. Священные ж е сказки, или мифы-сказки, знали немногие люди, и рассказывали их редко, и только мужчины, при соблюдении опреде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2