Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

желания, прославляется ум и сила человека, иногда осмеиваются его сла­ бости, лень, поется о любви, надежде и грусти, вызванной несбывшейся мечтой. Такие песни широко не оглашаются самими сочинителями, скры­ ваются от других людей, известными становятся случайно. Каждый ман­ си стремится написать песню о себе. О маленьких ж е детях песни сочи­ няют их матери. В них содержится мечта матери о будущем ребенка. Песни о судьбе поются и после смерти человека, они сохраняются как память о нем и его делах. Мансийские сказки имели сезонный характер исполнения. Их мож­ но было рассказывать приблизительно с середины ноября до середины марта. В это время стояли большие морозы, поэтому дети, женщины и пожилые люди находились дома Сказки помогали им скоротать время в долгие зимние вечера Нельзя было рассказывать сказки весной, летом, осенью, когда ворона еще не улетела из тех мест, где живут манси. Если кто-либо нарушит запрет, то, считали манси, у рассказчика голова по­ кроется паршой (говорили: «ворона нагадит на его голову»). Этот запрет соблюдали строго. По-видимому, причина была достаточно прагматиче­ ская: весной, когда становилось тепло и начинались весенние работы, не было времени слушать сказки. Сказки были распространенным и любимым жанром, поэтому ман­ си старались найти как можно больше хороших сказочников. Существо­ вал даже обычай, к которому чаще всего прибегали подростки. Когда ели заячье мясо, приглашали знатоков сказок и клали перед ними почетные куски — голову зайца Съевший заячью голову должен был рассказать семь сказок. Поскольку зимой подростки ловили много зайцев петлями, на до­ бытого ими зайца приглашали всеми уважаемых в деревне дедушек и бабушек, которые по старости уже не могли сами охотиться. Слух о том, кто начнет рассказывать сказку, быстро расходился по деревне, и к вече­ ру желающие слушать заполняли дом. Таким сказочником иногда бывал приезжий гость из другой деревни. Вечера сказок долгие, и если уставал один сказочник, то начинал рассказывать другой. Иногда те, кто не был на вечере, просили подростков пересказать услышанные сказки. Так вы­ являлись новые будущие сказители. Несвященные сказки (т.е. собственно сказки) могут рассказывать как старые, так и молодые, как женщины, так и мужчины. Сказки слушали внимательно. По ходу изложения слушатели вставляли какие-либо одоб­ рительные слова, например, тый ‘вот как’, ёмас тэстэ ‘вот так ему и надо!’ и т.п., давая понять, что рассказ интересен. Священные ж е сказки, или мифы-сказки, знали немногие люди, и рассказывали их редко, и только мужчины, при соблюдении опреде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2