Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

венным данным произведений других жанров. Например, предание о Хōнт-Тōрум-Ойка повествует о походе зауральских племен (называемых нёртапал сот викхын) в места расселения манси на Сыгве и их пора­ жении за деревней Мувынтес, на болотистых местах притока Сыгвы — Сорахты (текст 46). Призывные песни ( кāстыл хāтыц) — это обрядовые произведения. Их исполняют при строгом соблюдении особых условий, и только те люди, которые посвятили себя этому делу ( няйт хōтпа ‘человек, способ­ ный шаманить’). Каждая песня предназначена определенному духу-по- кровителю и имеет свою мелодию. Обряды проводятся по мере необхо­ димости для людей, остро нуждающихся в помощи духа-покровителя. Медвежьи песни (ӯй эргыт) — это обрядовые произведения в сти­ хотворной форме со своим мелодическим рисунком. Исполняются перед началом представления на медвежьем празднике. Перед медведем ставят чашки с угощениями и блюдце с дымящейся чагой. Если это медведица, то перед ней для исполнения священной песни становятся четыре чело­ века, если медведь — то пять человек, одетых в шелковые халаты и в остроконечные шапки с кистями. Они берутся за мизинцы и покачива­ ют руками в такт пению. Все тексты песен длинные. Певцы заканчивают песни, делают поворот по часовой стрелке и произносят; «Кайя-ёйыӈ» (восходит к выражению кай(я) аюкв ‘прощай навсегда’) — слова из текста прощального плача мансийской женщины над покойником. После этого они снимают халаты (обычно халат завя­ зывается на одну завязку) и головные уборы, принимают пищу с жерт­ венного стола. Затем начинается представление выступающих в берестя­ ных масках. Сатирические, юмористические песни (тӯлыглап эргыт ) высмеива­ ют недостатки людей. Они исполняются в масках и только во время медвежьего праздника и адресованы присутствующим. В песнях предуп­ реждается, что если кто-либо нарушит общепринятые нормы поведения, то будет выставлен на посмешище зрителей. Сатирические песни так метко и точно характеризуют людей, не называя их имен, что виновные обязательно узнают себя, но они при этом не должны обижаться, иначе, считают манси, медведь может наказать их за то, что они не принимают критики и не исправляются. Личные песни, или «песни судьбы» (эргыт), поются в течение всего года и в хорошем, и в плохом настроении, во время отдыха и труда. Сочиненные людьми о себе, о других, об окружающем мире, они могут быть и серьезными, и шуточными, и насмешливыми. В них излагаются

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2