Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

Устно-поэтическое творчество манси богато и разнообразно. В на­ родной терминологии (на сосьвинском и сыгвинском диалектах, поло­ женных в основу литературного языка) различаются следующие жанры: древние рассказы (йис потрыт, или пёс потрыт ); древние вести (йис ляцхыт); героические песни, сказания, букв.: «песни о богатырях, древ­ ние рассказы, вести» ( эрг-ōтырт йис потрыт, ляцхыт)', сказки (люй- тыт ), которые подразделяются на священные (ялпыц люйтыт ) и не­ священные ( нас люйтыт). В свою очередь, священные сказки относятся к мифам-сказкам и содержат в себе космогонические мифы-сказки о со­ творении Вселенной (м ā т элум ялпыц люйтыт) и этиологические мифы- сказки о создании жизни на земле, появлении живых существ и расти­ тельности (ллā унт уи ялпыц люйтыт). Несвященные сказки являются собственно сказками и делятся на сказки для взрослых ( яныг хōтпа люйтыт) и детские сказки ( нявралм люйтыт). Большую функциональную нагрузку обрядового характера несут при­ зывная песня, посвященная духам-покровителям, букв.: «призывное сло­ во» ( кāстыл лāтыц); клятвенная речь ( нюлтыл ); заклинание, аналогич­ ное жанру проклятий (сāтыл латыц). К песенному жанру относятся также песни, воспевающие медведя, букв.: «песни зверя» (ӯй эргыт ); лич­ ные песни, или «песни судьбы» (по Б. Мункачи) (эргыт)', песня-плач (люньсьтап); колыбельная песня (няврам ӯлылап). В среде манси распространены рассказы о событиях и встречах че­ ловека в лесу, на охоте, рыбалке с невидимыми существами, которые можно соотнести с русскими бывальщинами. Такие рассказы называют­ ся ōльилам накыт. К малым жанрам в мансийском фольклоре относятся загадки (āм- сит); пословицы и поговорки (ханисьтан лāтцыт, или иначе ханись- тан потрыт)', нравоучения и запреты (ялпыц хӯлт уп, или вариант это­ го рōвт āлут хӯлтуп); игровые считалки (ёнгил ловинътапыт). Особый жанр составляют сновидения (ӯлм ӯлллаяцкве, вар.: ӯлл< вāруцкве). Героические песни, сказания (эрг-ōтырт йис потрыт, ляцхыт) со­ чинены в стихах и прозе. Часть из них относится к обрядовым произве­ дениям, другие сказываются как воспоминания о прошлом предков. Эго делается иногда на медвежьем празднике. В них не указываются точные даты, но отражено прошлое живших некогда лиц, отличившихся во имя рода. Воспевание их воплощается в типических образах, которым в силу законов поэтики фольклорного произведения дается гиперболическая ха­ рактеристика и тем самым они обретают фантастические черты. Время действия исторических лиц и событий иногда можно установить по кос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2