Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
Устно-поэтическое творчество манси богато и разнообразно. В на родной терминологии (на сосьвинском и сыгвинском диалектах, поло женных в основу литературного языка) различаются следующие жанры: древние рассказы (йис потрыт, или пёс потрыт ); древние вести (йис ляцхыт); героические песни, сказания, букв.: «песни о богатырях, древ ние рассказы, вести» ( эрг-ōтырт йис потрыт, ляцхыт)', сказки (люй- тыт ), которые подразделяются на священные (ялпыц люйтыт ) и не священные ( нас люйтыт). В свою очередь, священные сказки относятся к мифам-сказкам и содержат в себе космогонические мифы-сказки о со творении Вселенной (м ā т элум ялпыц люйтыт) и этиологические мифы- сказки о создании жизни на земле, появлении живых существ и расти тельности (ллā унт уи ялпыц люйтыт). Несвященные сказки являются собственно сказками и делятся на сказки для взрослых ( яныг хōтпа люйтыт) и детские сказки ( нявралм люйтыт). Большую функциональную нагрузку обрядового характера несут при зывная песня, посвященная духам-покровителям, букв.: «призывное сло во» ( кāстыл лāтыц); клятвенная речь ( нюлтыл ); заклинание, аналогич ное жанру проклятий (сāтыл латыц). К песенному жанру относятся также песни, воспевающие медведя, букв.: «песни зверя» (ӯй эргыт ); лич ные песни, или «песни судьбы» (по Б. Мункачи) (эргыт)', песня-плач (люньсьтап); колыбельная песня (няврам ӯлылап). В среде манси распространены рассказы о событиях и встречах че ловека в лесу, на охоте, рыбалке с невидимыми существами, которые можно соотнести с русскими бывальщинами. Такие рассказы называют ся ōльилам накыт. К малым жанрам в мансийском фольклоре относятся загадки (āм- сит); пословицы и поговорки (ханисьтан лāтцыт, или иначе ханись- тан потрыт)', нравоучения и запреты (ялпыц хӯлт уп, или вариант это го рōвт āлут хӯлтуп); игровые считалки (ёнгил ловинътапыт). Особый жанр составляют сновидения (ӯлм ӯлллаяцкве, вар.: ӯлл< вāруцкве). Героические песни, сказания (эрг-ōтырт йис потрыт, ляцхыт) со чинены в стихах и прозе. Часть из них относится к обрядовым произве дениям, другие сказываются как воспоминания о прошлом предков. Эго делается иногда на медвежьем празднике. В них не указываются точные даты, но отражено прошлое живших некогда лиц, отличившихся во имя рода. Воспевание их воплощается в типических образах, которым в силу законов поэтики фольклорного произведения дается гиперболическая ха рактеристика и тем самым они обретают фантастические черты. Время действия исторических лиц и событий иногда можно установить по кос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2