Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

Следует особо отметить, что первые эпические произведения на ман­ сийском языке (на основе кириллицы) выпустил в свет Юван Шесталов в 1984 г., назвав их «Нюлы эрыг», букв: «Клятвенная песня» [91]. Фольк­ лорные сюжеты легли в основу его художественно-поэтических произве­ дений (см: [88—90]). За труд «Языческая поэма» он получил Государ­ ственную премию им. М. Горького. Эпические песни и сказки Юван Ше­ сталов услышал в раннем детстве от дедушки Потепка, который был известен как талантливый сказитель и певец. Исследованием истории Югры и фольклора манси занимается изве­ стная писательница М.К. Анисимкова из Нижневартовска. По мотивам мансийского фольклора она создала свой первый литературный труд [5]. Затем вышла в свет ее книга «Танья-Богатырь», букв: «Жилки реки Бо­ гатырь» [6]. Она же изложила в прозе и опубликовала поэму «Янгал-Маа» М.П. Плотникова [7]. Мансийская сказительница АМ. Конькова издала с описанием от­ дельных народных обрядов «Сказки бабушки Аннэ» [29], «Элт минын Ивыр — Вожак Ивыр», букв: «Впереди идущий Ивыр» [31, 32], а также художественное произведение по мотивам народных сказаний «И лун медлительных поток» [74]. Таким образом, фольклорные мотивы народа манси и этнографиче­ ские реалии стали богатейшим источником для прозаиков и поэтов. В 1993 г. в районном центре Березово Ханты-Мансийского автоном­ ного округа был создан Научно-фольклорный фонд манси под руковод­ ством СА. Поповой. Научные сотрудники фонда занимаются сбором, хра­ нением и публикацией фольклора. С.А. Поповой сделаны видеозаписи нескольких медвежьих игрищ манси. Кроме этого ею собраны и опубли­ кованы сказки на мансийском и русском языках [55]. Л.Т. Костин, учитель, краевед, сын известного шамана — хранителя священного места городища Вежакоры (манс: Ялпус, букв: «Священный город»), собрал материал по обрядовому фольклору манси и передал его на хранение Березовскому фольклорному фонду. В мансийской газете «Лӯима сэрипос» периодически публикуются фольклорные тексты из трудов Б. Мункачи, А. Каннисто — М. Лиимолы, а также произведения устного народного творчества, записанные коррес­ пондентами газет и современными собирателями фольклора. В 2002 г. вышел в свет сборник загадок, составителем которого яви­ лась ТА. Слинкина. Она включила в книгу загадки, содержащиеся в тру­ дах Б. Мункачи, А. Каннисто, зафиксированные ими еще в XIX и начале XX столетий, а также записи Е.И. Ромбандеевой 50—60-х годов XX а Сбор­ ник включает 351 загадку [26]. 2 Заказ № 550

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2