Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)

также по рекам Пелым и Вагильск; 3) восточное — по р. Конда; 4) юж­ ное — по р. Тавда [110]. Между отдельными наречиями расхождения весьма значительны. Они охватывают в той или иной мере все уровни языка: фонетический, мор­ фологический, синтаксический и лексический, в результате чего предста­ вители перечисленных групп не понимают друг друга или понимают с большим трудом. В основной массе манси издавна живут охотой и рыболовством. На севере Березовского района они отчасти заняты оленеводством. Такого рода хозяйственный уклад не позволял жить оседло: манси вели полуко­ чевой или кочевой образ жизни, меняя по сезонам свои поселения. По­ стоянное пребывание в тайге выработало у этого этноса тонкую наблю­ дательность, умение прекрасно ориентироваться на местности и оцени­ вать ее с точки зрения пригодности для хозяйства таежного края в их песнях, мифах, легендах и сказках. Первым собирателем и исследователем устного поэтического творче­ ства манси был венгерский ученый А. Регули (1819—1858), который провел один год (с 1843 по 1844 г.) в районах расселения манси. Он побывал почти во всех населенных пунктах, собирая уникальный материал по языку и фольклору. Им записаны тексты на лозьвинском, пелымском и север­ ном диалектах. Часть рукописных текстов А. Регули с материалами се­ верных диалектов была опубликова­ на после его смерти П. Хунфальви (1810—1891) [99]. Кроме этого П. Хунфальви составил грамматику мансийского языка (кондинский ди­ алект) на основе Евангелия от Мат­ фея, которое перевел на язык ман­ си Г. Попов [100]. Несколько позднее, в 1858—1859 и 1877 гг., собирал языковой мате­ риал среди манси финский ученый А. Алквист (1826— 1889). Большую часть текстов он записал на кондин- ском диалекте [4]. В 1888—1889 гг. совершил по­ ездку к манси венгерский ученый АнталРегули (1819—1858). Б. Мункачи (1860— 1937). Он рас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2