Мифы, сказки, предания манси (вогулов). - 2005. (Т. 26.)
одного облика! У него бывает семь разных обликов. Ты только, сест ричка, не пугайся этого, лишь подумай про себя: «Поэтому, оказыва ется, мой младший брат так прежде и говорил. Он, оказывается, на самом деле человек песни, человек сказки». 28 Справили такой большой пир, что хватило и деревне, и городу. И вот эту девушку ввели в дом, посадили. Посадили ее, она смотрит: муж ее по полу расхаживает, и такой он прекрасный герой, и такой он прекрасный богатырь! В то время, как муж ее расхаживает, она всех разглядывает: похожего на него никого нет! Затем он подошел к столу, даже и не садился рядом с женой: — Я, — говорит, — выпью, вы согласны или нет, — сразу семь рюмок. Ничего есть не буду, съем же сразу семь грибов — пах*. (Этот гриб растет в лесу, из одного корня выходит семь грибов на семи ножках, их редкий человек находит, они совсем белые, малень кие, совсем тоненькие. — Коммент. сказительницы :.) Он их съел, вдруг смотрят, нигде его нет! Его жена то встанет с места, то сядет, то смотрит поверх высоких мужчин, то смотрит поверх низких мужчин — его нигде нет! То она выйдет на улицу, то снова войдет. 29 Младший-Сын-Белого-Царя говорит: — У него прежде за пределы города убежал один лесной воро бушек, он, наверное, побежал его разыскивать. Теперь, они долго ли едят, коротко ли едят, на этом дело их завершается. Вот, пришла ему [Эква-Пыгрисю] мысль о родной земле, при шла ему мысль о родной воде. Ловит лошаденку с лохматой шер стью, отправляется в дорогу. С того времени, как потеряла его родная бабушка, семь зим прошло, семь лет прошло. Оказывается, это волшебство его бабушки: съел гриб -пах, род ную землю вспомнил. По этой причине он и не ест человеческую еду. Он лишь табак и пах, вот что он любит. Когда он объезжает землю с героинями, когда он объезжает [землю] с богатырями, оста навливается только, чтобы понюхать табак, в это время он слышит, где что делается. Из-за того, что он съел пах, люди его не видят, он же все знает, где что делается. 30 Мансийская половина людей, по его словам, — это его народ. Людей же белого царя он русским народом назвал. Так он кружил, кружил и вернулся к своей бабушке. Вернулся к бабушке, пнул ло шадь, она превратилась в обуглившийся пень.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2