Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ские, анюйские, самаргинские удэ). Динамика пения шамана отражает осо­ бенности его психоделического состояния, а также, с учетом изложенной вы­ ше оценки С.Н. Браиловского, В.К. Арсеньева, В.Н. Стешенко-Куфтиной, характер взаимодействия шамана с миром духов (компакт-диск № 24). * * * Краткое описание интонационно-акустической культуры удэ позволяет сделать следующие выводы. 1. Сопоставление родственных напевов (вариантов) в песенных импро­ визациях, песнях-диалогах, песнях-легендах, песнях из сказаний, обрядовых напевах на уровне нотного текста и фонограммы обнаруживает сложившиеся мелодико-тембровые стереотипы, которые служат исходной мелодической моделью к конкретным исполнительским (“личным11) импровизациям. “Биб- лиотека“ этих стереотипов в лирике (импровизации и песни), эпосе (напевы в сказаниях) и обрядах исчисляется несколькими десятками. Наиболее важ­ ные из них, составляющие ядро интонационной культуры удэ, приведены в нашей статье. Более многочисленная “библиотека *1 стереотипов осталась за пределами рассмотрения. Тем не менее все они представляют систему допол­ нительных и слабоизученных интонационно-акустических возможностей вы­ ражения культуры удэ. 2. Локальная специфика пения удэ хорской, бикинской, самаргинской, иманской групп имеет очень важное значение в понимании традиционных черт прежде всего песенно-лирической мелодики. Локальный признак менее значим в песенных жанрах из сказаний о шаманстве. Разделение лирических мелодий по личностным признакам имеет вторичное значение в песенных им­ провизациях и заметно усиливается в “именных** песнях типа е х э о юно- ше-кукушке, о Содзо, о Сидзэ и др. По содержанию и структуре песенного текста импровизации дифференцируются на спонтанные тексты: 1 ) с синсе- мантическими словами или произвольными “отрывочными** фразами, 2 ) со словесными формулами, характеризующими эмоциональные состояния (“песни-переживания**), 3) с рассказом событий из традиционной или новой жизни (“песни-констатации**). Стабилизация песни как жанра в культуре удэ отмечена влиянием песенных вставок из нимаңку: е х э с припевным оборотом в конце строки, закрепление мелодии за конкретным именем героя песни. 3. В жанровом отношении интонационно-акустическая культура удэ ха­ рактеризуется необычной подвижностью культурно-смысловых правил. Мож­ но даже определить, что жанры фольклора удэ дифференцируются как про­ цесс реализации нескольких традиционных “русел** культуры: е х э, н и- м а ң к у, м о г о с и и др. Отмеченные в этом жанровом процессе такие яв­ ления, как песенная импровизация, игровая песня, песня-рассказ (легенда), песня из сказания, шаманская песня и др., являются результатами этого про­ цесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2