Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

иэ. вэ йац. на ло. ты.ни э. мэй. ни ло.тын.ниэ. Мелодии йаваний различаются не только по припевному слову, но и по мелодической структуре. Принцип парной строки присутствует в обоих слу­ чаях. В мелодическом отношении напев “ каң-каң-каң“ основан на хазмато- нической звуковысотной организации, а “ лотиниа“ — на олиготонной орга­ низации. Нимаңку, имеющие героическую фабулу, довольно часто содержат на­ певы, различающиеся по припевному слову и мелодии. Сказание “Сэлэм ко’и“ — типичный образец героических нимаңку. Наиболее ярким примером полинапевной нимаңку является сюжет “Сэлэмэгэ 1 (см. тексты 14, 14а и др.). Классический вариант этого текста рассмотрен в статье О.А. Шейкиной [158, с. 197—210 ]. Приводимые в томе тексты соответствуют принципу полинапев­ ности в данном сказании (текст 14а). Песенные фрагменты по исполнитель­ ской версии Намики Кялундзига поются в шести моментах сказания: I — в начале сказания; перед тем как герой отправляется в путь, он сообщает о сво­ их намерениях мстить Сэлэмэгэ за совершенное им злодейство (припев “пи- ату-пиату11) (опыт мотивировки данного мотива см.: [76, с. 92]); II — по дороге он встречает девушек, которым протыкает посуду (припев “цэи-цэи“), а потом повторяет свои намерения победить Сэлэмэгэ (припев “ пиату-пиа- туи ); III — диалог между героем и антиподом во время поединка (припев “ цэи-цэи“ ); IV — угрозы Сэлэмэгэ через посыльных (припев “ круи); V — птичка-вестник, предупреждающая героиню о приближающемся заболевшем герое (припев “ динъ-диньи ); VI — диалог между героем и девушкой, которая “воскрешает“ положительного героя (припев “цэи-цэи'1). Все йаваний с припевами “ пиату-пиату “ и “ңэи-ңэии можно рассмат­ ривать в качестве мелодических вариантов, родственных напевам “ дэнтэниэ “ и “ нэйлэнку“ (нотный пример № 22 а, б). № 22 а)§ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2