Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
В качестве основного материала здесь привлекаются напевы из отмечен ных нимацку двух первых групп, дополнением служат материалы третьей и четвертой групп и информация, известная по публикациям. Звуковые формы выразительности нимацку представлены говорением (возгласным, монотонным), пением (речитативным, кантиленным), звукопод ражанием (речевым, напеваемым, возгласным). Каждая из названных форм и ее подвиды выполняют определенную функцию в раскрытии содержания. Рассмотрим основные виды пения йаваний, представленные в корпусе текстов. Песенные разделы в нимацку можно дифференцировать по несколь ким признакам: персонажному (кто поет?), сюжетному (в каком сюжетном сегменте и с какой целью появляется напев?), мелодическому (какова мело дическая структура напева?), поэтическому (какова структура поэтической строки?). При анализе йаваний все эти признаки будут учитываться с целью определения жанровой природы песен в нимацку. В сюжете “Эунку“ (тексты 11, 11а) первые два песенных фрагмента ис полняются сестрой героя: она предупреждает героя о том, что лопнет креп ление на лыжах, и указывает место, где сидят девушки (функция предска зания). Третий и четвертый йаваний поются также сестрой героя: она сооб щает родителям о злодействе Эунку (функция — шаманское объяснение со бытия родственникам пострадавшего); пятый и шестой йаваний выражают уг розу Эунку (функция воинственной песни). Все песенные вставки являются вариантом одного напева, для которого характерна ямбичность мелодического ритма, остинатная повторяемость припевного слова “ дэнтэниэ" в конце каж дой строки (нотный пример № 19). № 19 8 J >-0.1в4--0.1вв"(М м J-1вЗ-180) к и . If г г ЦП « « п Т и И . Ф Д г 8 На. ху. с ’э.мэ , дэн- та. низ ти-ма. на.ңиэ. э дэн. тэ.ниэ В тексте сказания “Эунку“ песенный фрагмент отмечен с припевом “дэцг-дэцг-дэцг“ (текст 11). Такое припеваемое слово не встречается ни в од ном из семи вариантов данного сказания, записанного нами в разных экспе дициях* (не исключено, что исполнительница отошла от традиции). Кроме того, йаваний с припевом “ дэнтэниэ “ встречается в нимацку “Чохиа Миату“ (текст 19, компакт-диск № 20) в исполнении иманской сказительницы На* Экспедиции к хорским удэ в январе — феврале и июле 1975 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2