Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

Камандига виртуозно. Это, как и в хорском зага, пение между двумя реги­ стровыми тембрами: верхним, вокализируемым в фальцетной артикуляции, и нижним, поющимся в грудном тремолировании. Смена регистров произво­ дится в стремительном темпе, что скорее напоминает “двухголосное" тремоло в диапазоне септимы. Тэлуцу-йэхэйни отличаются относительно развернутым и устойчивым нарративным текстом, а также передачей в некоторых случаях текста с ус­ тойчивым напевом и характерными припевными словами: йакуцйац [149, с. 8 , 19, нотный пример № 14; 150, с. 72—73, нотный пример № 14а, б, в]; кооко [136, с. 22—25, 89—90, нотный пример № 6 ]; хэхэ [Там же, с. 39—47, 92, нотный пример № 13]; хн [Там же, с. 51—59, 93, нотный пример № 13]; акаку или экэку и ахалала [149, с. 8 —9, 19, нотный пример № 15; 152, с. 86—87, нотный пример № 8 ]. Песенные тексты с припевным словом за­ метно приближают песенную традицию йэхэ к пению в сказании йаваний. Возможно, йэхэ с припевным словом сложились под влиянием сказительской традиции. Не случайно один из текстов тэлуцу-йэхэйни — “кэку" в испол­ нении Надежды Сигдэ составители поместили среди нимаңку (текст 9, ком­ пакт-диск № 16). Квартовый диапазон мелодии в начале йэхэ заметно рас­ ширяется до сексты в конце (нотный пример № 13а, б). № 13 а) j 1 о,азз"(ммJ-и») j ’ Ъ j j щ ш ^ —V ---- V — 8~ Ман. га. су ба. та, э. кэ. ку ма.ма.са. ң а.ти.иэ. Э. кэ. ку б) Л о ,3 0 8 "(М М « 1-14 4 ) 1 1 б и j j j Ц j I § j g Ш Ма. м а.са . ңа ти . э, э. кэ. ку гэ. нам ңэ. нэ. миэ э. кэ. ку Вариант этого песенного рассказа записан от Мэйлы Сигдэ*, которая пе­ ла в олиготонном диапазоне и чередовала припевы "ахалала" (когда текст звучал от имени девушки) и "акаку" (когда текст звучал от имени юноши) (см.: [149, с. 8 —9, 19; 152, с. 86—87]) (нотный пример № 14, компакт-диск № 17). * По паспорту Мария Ивановна Сигдэ родилась в 1910 г., умерла в 1977 г. в с. Санчихеза на р. Иман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2