Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

Песенное сказание исполняется в характерной для йэхэ импровизаци­ онной манере; благодаря масштабности распеваемого текста тэлуцу приоб­ ретает черты песенной композиции, в основе которой имеется непрерыв­ ное и постоянно развивающееся мелодическое ядро. В начале формируется парная музыкально-поэтическая строфа (нотный пример № 11 а), далее структура мелодии стабилизируется. Для первой части строфы характерен восходящий скачок, а для второй — опевание опорного тона снизу (нот­ ный пример № 116). В конце йэхэ исполнитель переходит на возгласное скан­ дирование и замедляет темп мелодического движения (нотный пример № 1 1 в). Отличительная черта звукоподачи в бикинском зага — прерывистое виб­ рирование каждого звука, создающее впечатление иканья. Все долгие звуки исполнитель как бы дробит восьмыми длительностями, создавая постоянную ритмическую пульсацию в олиготонной структуре. Самаргинский зага представлен в песенной импровизации Анатолия Ка- мандига (текст 64, нотный пример № 12, компакт-диск № 11). № 12 Данное вокальное высказывание исполнено во время застолья и по своей функции напоминает с а к е х а у (“винные гласы“) айнов [81, с. 12]. Зву- коподача в самаргинском зага весьма необычна, и исполнена она Анатолием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2