Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
Начиная с 1970 г. музыкально-экспедиционным изучением фольклора удэ регулярно занимаются авторы данной статьи. В течение 20 лет они про вели 16 экспедиций к бикинским, иманским, самаргинским, хорским и анюй- ским удэ. В результате собрана фоноколлекция, состоящая более чем из 1500 фонообразцов. Материалы экспедиций опубликованы в 14 статьях, содержа щих 124 нотных образца (более 660 нотных строк). В пяти работах дается общая характеристика этнической музыки удэ, которая сложилась как само стоятельное явление в составе собственно традиционной культуры удэ и до статочно четко противопоставляется этнической музыке нанайцев, орочей (как наиболее близких соседей), а также ульчей, негидальцев, нивхов, ко рейцев и китайцев. Современное понимание музыкального фольклора удэ по зволяет выделить следующие формы акустической культуры: 1 ) звуковые сигналы, натуралистические и символические звукоподражания крикам зве рей и птиц; 2 ) вокальные импровизации со спонтанными или подготовлен ными, а иногда и традиционно-песенными текстами; 3) сольные инструмен тальные импровизации, исполняемые на различных фоноинструментах; 4) ритуальные фонации, исполняемые шаманами в виде пения и особых зву- коподач и сопровождаемые специальными фоноинструментами; 5) синкрети ческие нарративные жанры, в которых речевое повествование чередуется с песенными эпизодами, передающими или описывающими ритуальную речь героев [148, с. 683; 150, с. 67—80; 151, с. 67—68; 152, с. 80—81 ]. Несколько статей посвящено изучению отдельных аспектов этнической музыки удэ. В частности, в статьях “Удэйские сказания 1 и «Особенности интонирования в удэйском сказании “Сэлэм Куйи11» рассматриваются вопросы песенных вста вок в повествовательной традиции нимаңку [147, с. 91—93; 158, с. 197— 210 ]. Акустические особенности звукоподач и песенный фольклор удэ иссле дуются фрагментарно в нескольких статьях [149, с. 1—25; 154, с. 235—247; 153, с. 148—156]. В статьях “Музыкальные инструменты удэ 1 и “Практика традиционного музицирования удэ на однострунном смычковом инструмен те 1 описываются конструкция традиционных удэйских инструментах и на игрыши [155, с. 38—72; 156, с. 137—148]. В ходе специализированного этномузыковедческого исследования сло жился подход к пониманию и н т о н а ц и о н н о - а к у с т и ч е с к о й к у л ь т у р ы у д э как системному образованию звуковой среды, созда ваемому представителями данного этноса в процессе социальной жизни. Все множество процессов, формирующих интонационно-акустическую культуру, может быть отражено тремя уровнями организации: а) типами фонации, ко торые можно рассматривать как пересекающиеся множества акустически вы раженных событий; б) классами фонирования, образующими пространство интонационных значений и смыслов; в) жанровыми традициями, для выде ления которых необходимо определить социально-культурную функцию зву кового объекта. Единство разноуровневых элементов интонационного-аку- стической культуры обусловлено взаимосвязью уровней организации и может быть названо з в у к о и д е а л о м данной культуры. Содержательно зву- коидеал определяется как система интонационно-жанровых возможностей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2