Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
В.Н. Стешенко-Куфтина отметила противопоставленность “бытовых пе сен" (нотный пример № 1 а, б, в, г, д) и шаманских напевов (нотный пример № 1е). Последние она записывала без использования звукозаписывающей ап паратуры. Опубликованные В.Н. Стешенко-Куфтиной 13 однострочных ме лодических фрагментов образуют своего рода “мелодический конспект" об ряда. Ее литературное описание обряда сопоставимо с арсеньевским и пред ставляет большой научный интерес. “Музыкальное действие шаманов выхо дит из обычных норм интервального диапазона бытовых песен" (автор отме чает в шаманских напевах диапазон большой септимы). “Сопровождающий пение бубен имеет определенную тоновую установку, соответствующую на шему ля в контр-октаве. Нужная высота звучания бубна достигается пред варительно нагреванием его на костре. Мною было несколько раз проверено и установлено, что расстояние между звуком бубна и началом темы соответ ствует малой септиме на октаву выше. Тремолирующие фигурации вибри руют в интервале меньшем малой терции, что мною условно отмечено. Очень часто повторяется ход на увеличенную кварту... В целом музыкальная сто рона шаманства удэһэ дает впечатление законченного музыкального орга низма, образовавшегося внутри устойчивых ритуальных обрядов. О ритми ческом развитии я даже не упоминаю, так как оно всецело обусловлено общей динамикой камлания“ [Там же, с. 99—103]. Драматургию шаманского об ряда В.Н. Стешенко-Куфтина описывает как целостное музыкальное произ ведение, основанное на мелодическом и тембровом развитии: “Шаман, не смотря на транс... нисколько не теряет и не нарушает устойчивости опреде ленного музыкального оформления своих заклинаний. Во время всех наблю давшихся нами камланий его пение вращалось вокруг одной музыкальной те мы, которая очевидно является основным музыкальным стержнем всего му зыкального действия" [Там же, с. 99]. Эту мелодическую тему шаман поет “очень медленно, постепенно ускоряя... клокотом горла" [Там же, с. 100]. Более того, “всякий раз шаман начинает свое действие с полузакрытыми гла зами, глубоко погруженный вниманием в чуть слышный гул бубна, вызыва емый вначале осторожным поглаживанием туго натянутой кожи меховой по верхности колотушки. Мерно отбиваемый ритм собирает и сосредоточивает окружающих. Сам шаман в туманных звуках бубна с резонируемыми в нем едва слышными носовыми мычаниями как бы различает шепоты духов, с ко торыми ведет в этом хаосе звуков реальный разговор... Судорожные вначале телодвижения переходят в экстатическую пляску. Пение в эти моменты до ходит до все более яростных криков, ускользающих от какой бы то ни было тоновой фиксации. Учащенный грохот бубна и звон погремушек шаманского облачения создают жуткий фон для его исступленного пения" [Там же, с. 101—102]. Данное описание шаманского обряда во многом отражает сущ ностные черты этого синкретического музыкально-обрядового явления и в оп ределенном плане его характеризует приводимая на диске фонозапись могоси бикинской шаманки (компакт-диск № 24). Для музыковедческого изучения фольклора удэ 30-е и 40-е гг. прошли безрезультатно. Только в начале 50-х гг. А.М. Айзенштадт в ходе поездки к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2