Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

хание у начальных согласных удэгейского слова обычно появляется перед долгим гласным. В “Сравнительном словаре тунгусо-маньчжурских языков" уд. туци ( — т уц) не зафиксировано. Это слово образовано с помощью суффикса -ң(и) от основы *тÿ-, соответствующей ороч, тÿ “ша­ манское дерево", эвенк, туру тж. и т.д. [ 122 , т. 2 , с. 221 ]. ШАМАНСКИЙ ПОЯС ( йаңпа ) — 12.5; 28.8; 44.11; 46.2. Йаңпа — элемент шаманского облачения в виде туловища змеи с подвешенными к нему длинными металлическими конусами. Пояс шили из цельного куска кожи и набивали внутри чем-либо мягким. По форме он имитирует змеиное тело: имеет голову и сужается к хвосту и шее. Спереди к носу “змеи“ пришит “язык" — три маленькие разноцветные ленточки, а сзади — такой же хвостик из разноцветных ленточек. Снаружи тело “змеи" расписано под чешую черными и красными линиями, на голове нарисо­ ваны глаза и пр. Металлические подвески к поясу (длиной около 20 см, диаметром внизу 3— 4 см) согнуты в виде конуса из цельного куска железа. Верхняя часть их загнута петелькой, за которую посредством соединительного кольца и кожаных петель металлические подвески при­ крепляются к шаманскому поясу. Их может быть до десяти штук. Йаңпа привязывается к талии двумя длинными кожаными тесемками, пришитыми с обоих его концов. Подобный шаманский пояс (отреставрированный удэгейскими мастерами для художественной самодеятельности) хра­ нится в личной коллекции В.Т. Кялундзюги (см. о ней в статье М.Д. Симонова [115]). Анало­ гичный пояс в начале века описал И.А. Лопатин. Пояс принадлежал шаманке с р. Иман и состоял из “изображения змея, сшитого из козульей замши и набитого деревянными стружками" и “боль­ шого количества побрякушек, которые прицеплялись к змею сзади. Большинство побрякушек бы­ ло выковано из железа и каждая представляла полный конус в шесть вершков длины" [63, с. 13]. О конусообразных подвесках сообщают В.К. Арсеньев [17, с. 42] и С.Н. Браиловский [26, с. 186]. Наиболее раннее (середина XIX в.) свидетельство находим у М. Венюкова [34, с. 178], который пишет о “железных остроконечных колокольчиках без языков" у гольдких шаманов на Уссури. Все названные авторы пишут и о других подвесках, которые привязывали к шаманскому поясу, например И.А. Лопатин о медных колокольчиках и медном круге, изображающем солнце [63, с. 13]. Ш аманский пояс имел форму змеи для того, чтобы отпугивать злых духов (ср. такое же по функциии изображение змееподобного существа на футляре шаманского бубна [17, с. 43]). Подвески также должны были своим грохотом отпугивать “черта" [Там же, с. 42]. ШВЕЙНАЯ ШКАТУЛКА (ицмэгдугу) — 6 . 8 ; 8.4; 21.2; 22.3. Ицмэгдугу — женская бе­ рестяная коробка с овальным дном и вертикальными стенками для швейных принадлежностей (ниток, иголок, наперстка, ножниц и т.д.). Сверху по ободку ее стенки закреплены черемуховым прутиком. Швейная шкатулка закрывается берестяной крышкой и завязывается тремя тесемками (одна из них пришита к крышке в виде ручки, две другие — к боковым стенкам коробки). Крыш­ ка и верхняя часть стенок украшаются орнаментом, вырезанным в бересте и раскрашенным чер­ ной и красной краской /К я В /. Содержимое женских берестовых коробок у иманских удэгеек подробно описано И.А. Ло­ патиным. Кроме швейных принадпежностей (ниток, иголок, выкроек, бус, пуговиц и т.п.), здесь хранили конфетные бумажки, гвоздики и другие мелочи. Женщинам доставляло большое удо­ вольствие рыться в своих коробках, перебирая эти мелочи [63, с. 7]. Уд. ицмэгдугу образовано от существительного иңм э “швейная игла" и буквально означает “игольница". Ш ЕСТ (лодочный) (лгу) — 38.10; 40.7; 42.10. Гау — длинная тальниковая палка, которой при плавании на бате отталкиваются, упираясь в дно реки [77, с. 97; 49, с. 310]. Ш КАТУЛКА (гсонjö) — 12.5; 22.13; 36.18. К онjö — шкатулка, небольшой сундучок для женских вещей, положенных на длительное хранение (в отличие от больших деревянных сун­ дуков гуисэ). Известные В.Т. Кялундзюге конjö представляют собой обшитые кожей небольшие фанерные ящички с крышкой, с основанием примерно 50 х 20 см /К я В /. По мнению В.Т. Кя­ лундзюги, их форма заимствована у китайцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2