Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

стороны разноцветными матерчатыми полосками и узорами в технике аппликаций. Пумпу за­ вязывался под подбородком. Своими концами он свободно спускался на плечи и (треугольной косынкой) на спину, предохраняя от гнуса и попадания снега за ворот /К я В /. Аналогичный го­ ловной убор описал С.Н. Браиловский [26, с. 125], а в 1908—1910 гг. пумпу описал и зарисовал вместе с богдо В.К. Арсеньев (см. [17, с. 12]). Такой же “охотничий платок" ( поңко) известен у орочей (см. [3, с. 21, 218; фото на с. 21]). Наиболее раннее описание пумпу (экспедиция 1858 г.) находим у М. Венюкова: “Орочи же ( = удэгейцы. — М.С.) целое лето не снимают с головы убора, несколько похожего на дорожные капоры" [34, с. 174]. РО ДИЛ ЬНЫ Й ШАЛАШ ( йатйу ) — 14а; 21.4; 26.3; 42.9. “Во время родов удэгейская женщина уходила в специально построенный для нее шалаш“ [49, с. 316, примеч. 1]. Этот ша­ лаш делали из сухой травы и пихтовых веток, подальше от жилья (по В.К. Арсеньеву, его со­ оружал муж “шагах в полутораста от жилого помещения" [17, с. 21 ]). Там роженица была одна, ее могла навещать только старая женщина, приносившая пищу и дрова (см. /4 2 .9 / [49, с. 316]). Роженица сама готовила обед, “сама отрезала пуповину, закапывала послед, обмывала новорож­ денного" [Там ж е, примеч. 1]. Уходя в йатйу, женщина меняла одежду: надевала все из рыбьей кожи /4 2 .9 / (или “истрепанный ситцевый халат и один халат из рыбьей кожи" [49, с. 316]); потом эта одежда уничтожалась [77, с. 84]. Про ушедшую в родильный шалаш говорили: “Ушла на промысел" [49, с. 316]. Об удэгейском родильном шалаше см. также [94, с. 18; 174, с. 42; 44, с. 44]. Отделять женщину на время родов было принято у многих народов Северной Азии, это свя­ зано с шаманистскими представлениями о том, что “в болезненном состоянии" женщины ста­ новятся “опасными для людей и скота“ (цит. по: [31, с. 44]). О том, что женщина, по пред­ ставлению удэгейцев, становится нечистой во время и после родов, писали В.К. Арсеньев [17, с. 21], И. Надаров [77, с. 84] и С. Понятовский [174, с. 42]. РУКАВИЦЫ (.колб) — 3.2; 6.10; 7.4; 14.3; 44.2. Колб — теплые зимние рукавицы (в от­ личие от тонких осенних вамбахи). Их шили из шкуры зимнего изюбря, мехом внутрь. Колб закрывали руку выше кисти почти на 10 см. На запястье было поперечное отверстие (обшитое мехом и прикрытое кожаной покрышкой), через которое можно было вытащить руку, не снимая рукавицу, что очень удобно для охотника /К я В /. Похожие рукавицы известны также у орочей [3, с. 22 ]. СЕНИ (утулу) — 24.12; 38.6; 41.3. Небольшое холодное помещение у входной двери в зимнем балагане, отгороженное вертикальной стенкой от жилого помещения; там обычно хра­ нились дрова. Входная дверь в сени ничем не закрывалась, в то время как на дверях из сеней в жилую часть балагана висела теплая дверная покрышка /К я В /. СЕРЬГА (ушная) ( ваиға) — 6.5; 44.3; 53.2. Ваиға представляет собой согнутое кузнецом из металлического (обычно серебряного) прутика колечко, на которое нанизаны бусинки и под­ вески. Подвески (уд. сасй) любили делать из плоского цветного камня (обычно бордового или мутно-голубого цвета (вероятно, сердолик и нефрит. — М .С .)) в виде больших кружков с от­ верстием посередине /К я В /. «Самодельные серьги из серебра с бусами “Уайга"» зарисовал в 1907 г. В.К. Арсеньев. Он пишет, что удэгейские женщины носят серьги “с множеством добав­ лений в виде колец из нефрита, цветных стекол, серебряных монет и медных китайских чохов" [15, с. 23]. Иногда носили по нескольку серег на одном ухе, делая для каждой свое отверстие в мочке [26, с. 130; 77, с. 78]. Все это сильно оттягивало мочку [63, с. 6 ]. “Ушные серьги раньше носили такж е и мужчины, но теперь обычай этот почти вышел из употребления" [17, с. 12— 13]. СИНГМУ (уд. сиңму, русский перевод сказителей: “крокодил") — 12.5; 45.1; 58.3; 59.0; 60.0. Сиңм у — большая, толстая, как бревно, амурская змея /К я В /. В фольклоре: сказочное чу­ довище, большое и страшное. Передвигается всегда в одиночку. Увидев человека, стремится его поймать и проглотить. Человек, плывущий на бате, при виде сингму должен тотчас убегать на берег. Сингму бывает сухопутный (уд. на сиңмуни, см. /5 9 .2 /) и водный (с м ./5 8 / и /6 0 /) , оби­ тающий в тихой реке или озере с красной водой (в быстрых реках сингму никогда не водится)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2