Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
стороны разноцветными матерчатыми полосками и узорами в технике аппликаций. Пумпу за вязывался под подбородком. Своими концами он свободно спускался на плечи и (треугольной косынкой) на спину, предохраняя от гнуса и попадания снега за ворот /К я В /. Аналогичный го ловной убор описал С.Н. Браиловский [26, с. 125], а в 1908—1910 гг. пумпу описал и зарисовал вместе с богдо В.К. Арсеньев (см. [17, с. 12]). Такой же “охотничий платок" ( поңко) известен у орочей (см. [3, с. 21, 218; фото на с. 21]). Наиболее раннее описание пумпу (экспедиция 1858 г.) находим у М. Венюкова: “Орочи же ( = удэгейцы. — М.С.) целое лето не снимают с головы убора, несколько похожего на дорожные капоры" [34, с. 174]. РО ДИЛ ЬНЫ Й ШАЛАШ ( йатйу ) — 14а; 21.4; 26.3; 42.9. “Во время родов удэгейская женщина уходила в специально построенный для нее шалаш“ [49, с. 316, примеч. 1]. Этот ша лаш делали из сухой травы и пихтовых веток, подальше от жилья (по В.К. Арсеньеву, его со оружал муж “шагах в полутораста от жилого помещения" [17, с. 21 ]). Там роженица была одна, ее могла навещать только старая женщина, приносившая пищу и дрова (см. /4 2 .9 / [49, с. 316]). Роженица сама готовила обед, “сама отрезала пуповину, закапывала послед, обмывала новорож денного" [Там ж е, примеч. 1]. Уходя в йатйу, женщина меняла одежду: надевала все из рыбьей кожи /4 2 .9 / (или “истрепанный ситцевый халат и один халат из рыбьей кожи" [49, с. 316]); потом эта одежда уничтожалась [77, с. 84]. Про ушедшую в родильный шалаш говорили: “Ушла на промысел" [49, с. 316]. Об удэгейском родильном шалаше см. также [94, с. 18; 174, с. 42; 44, с. 44]. Отделять женщину на время родов было принято у многих народов Северной Азии, это свя зано с шаманистскими представлениями о том, что “в болезненном состоянии" женщины ста новятся “опасными для людей и скота“ (цит. по: [31, с. 44]). О том, что женщина, по пред ставлению удэгейцев, становится нечистой во время и после родов, писали В.К. Арсеньев [17, с. 21], И. Надаров [77, с. 84] и С. Понятовский [174, с. 42]. РУКАВИЦЫ (.колб) — 3.2; 6.10; 7.4; 14.3; 44.2. Колб — теплые зимние рукавицы (в от личие от тонких осенних вамбахи). Их шили из шкуры зимнего изюбря, мехом внутрь. Колб закрывали руку выше кисти почти на 10 см. На запястье было поперечное отверстие (обшитое мехом и прикрытое кожаной покрышкой), через которое можно было вытащить руку, не снимая рукавицу, что очень удобно для охотника /К я В /. Похожие рукавицы известны также у орочей [3, с. 22 ]. СЕНИ (утулу) — 24.12; 38.6; 41.3. Небольшое холодное помещение у входной двери в зимнем балагане, отгороженное вертикальной стенкой от жилого помещения; там обычно хра нились дрова. Входная дверь в сени ничем не закрывалась, в то время как на дверях из сеней в жилую часть балагана висела теплая дверная покрышка /К я В /. СЕРЬГА (ушная) ( ваиға) — 6.5; 44.3; 53.2. Ваиға представляет собой согнутое кузнецом из металлического (обычно серебряного) прутика колечко, на которое нанизаны бусинки и под вески. Подвески (уд. сасй) любили делать из плоского цветного камня (обычно бордового или мутно-голубого цвета (вероятно, сердолик и нефрит. — М .С .)) в виде больших кружков с от верстием посередине /К я В /. «Самодельные серьги из серебра с бусами “Уайга"» зарисовал в 1907 г. В.К. Арсеньев. Он пишет, что удэгейские женщины носят серьги “с множеством добав лений в виде колец из нефрита, цветных стекол, серебряных монет и медных китайских чохов" [15, с. 23]. Иногда носили по нескольку серег на одном ухе, делая для каждой свое отверстие в мочке [26, с. 130; 77, с. 78]. Все это сильно оттягивало мочку [63, с. 6 ]. “Ушные серьги раньше носили такж е и мужчины, но теперь обычай этот почти вышел из употребления" [17, с. 12— 13]. СИНГМУ (уд. сиңму, русский перевод сказителей: “крокодил") — 12.5; 45.1; 58.3; 59.0; 60.0. Сиңм у — большая, толстая, как бревно, амурская змея /К я В /. В фольклоре: сказочное чу довище, большое и страшное. Передвигается всегда в одиночку. Увидев человека, стремится его поймать и проглотить. Человек, плывущий на бате, при виде сингму должен тотчас убегать на берег. Сингму бывает сухопутный (уд. на сиңмуни, см. /5 9 .2 /) и водный (с м ./5 8 / и /6 0 /) , оби тающий в тихой реке или озере с красной водой (в быстрых реках сингму никогда не водится)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2