Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

делали не только “с острой крышей", но и “с круглой крышей" (рисунки того и другого имеются в полевом дневнике В.К. Арсеньева [Арсеньев ПД — 1908—1909, № 2, 151]). АФИJ1И ( афили ) — 19.16; 20.25; 44.5; 47а.4. Афили — тонкий кривой ножик, им вы­ стругивают шесты и весла, делают хозяйственные и ритуальные стружки и т.п. /К я В /. Ср. “Апи- л и “ у В.К. Арсеньева, см. примеч. 6 к тексту 105 (31). БАЛАГАН (кава) - 4.2; 7.2; 8.9; 10.4; 13.9; 21.2; 24.3; 26.4; 27.1; 28.11; 30.11; 31.3; 33.1; 34.2; 42.2; 43.2; 45.5; 46.2; 51.3; 58.2. Кава — жилище, рассчитанное на длительное пребывание в одном месте (в отличие от временных построек, см. Шалаш и Полушалаш). Балаган бывает летний и зимний. И тот и другой имеют форму палатки: двускатной, поставленной прямо на землю крыши с прямыми торцевыми стенками, в которых расположены двери (в летнем балагане с обоих торцов, в зимнем — только с одного) [15, с. 26], /К яВ /. По замерам И. Надарова, длина балагана в основании 2—4 саж., ширина 1—2,5, высота в средней части 1— 1,5 саж. [77, с. 75] (сходные размеры дают В.К. Арсеньев: длина 3 саж., ширина 2,5 саж., высота 1,5 саж. [Арсень­ ев ПД — 1908—1910, № 1, с. 165] и С.Н. Браиловский: длина 2—4 саж., ширина 2—3 саж. [26, 104]). Балаган строится следующим образом. “По длинным сторонам прямоугольника в землю вбиваются тальниковые жерди в наклонном положении (с рогульками на концах, см. [77, с. 75]); вверху они соединяются и связываются тальниковой корой, а затем прикрепляются к продольной перекладине (бревну), которая является чем-то вроде конька в крыше наших построек. Для боль­ шей прочности по высоте наклонных жердей в двух или трех местах прикрепляются тальниковою же корою поперечные жерди. Такими же жердями укрепляются и короткие ( = торцовые. — М .С.) стороны юрты. Приготовленный таким образом остов юрты с наружной стороны покры­ вается берестой или еловою корою, а сверху еще ряд из кедровой коры" [26, с. 104]. “Иногда обходятся без бересты и ограничиваются всего одним рядом древесного корья, которое уклады­ вают так хорошо, что ни дырок, ни щелей не бывает. На самый гребень шалаша кладут согнутое древесное корье, оставляя в одном или в нескольких местах, в зависимости от числа очагов в шалаше, отверстие для выхода дыма. Сверх корья устанавливаются наружные колья, удержи­ вающие корье на месте" [77, с. 75—76] (“чтобы корье не коробилось, его снаружи прижимают лесом" [15, с. 26]). “( ... ) Посреди балагана, по длинной его оси, устраивается на полу один или два очага. Для этого вырывают яму вершка 3—4 глубиною, вершков 8 шириною и около 10 вершков дли­ ною. Края этой ямы обкладывают крупной галькой. В подобном очаге постоянно поддерживается небольшой огонь ( ... )“ [77, с. 76]. Над очагом висит зацепленный за верхнюю перекладину балагана крюк для подвешивания котлов. Справа и слева от очага по осевой линии — две жилые половины, здесь леж ат подстилки из бересты, сухой травы или еловых веток, покрытые сверху медвежьей или кабаньей'шкурой, на которых люди работают, спят, отдыхают. Слово кава переводят на русский язык как “юрта" или “балаган". Термин “юрта" взят от местных русских, распространивших еще в прошлом веке это тюркское название на все жилища аборигенов. Им пользуется С.Н. Браиловский (см. выше); так до сих пор в разговоре по-русски называют свое жилище сами удэгейцы /К яВ /. Слово “балаган" употребляют И. Надаров (см. выше) и В.К. Арсеньев (например, [Арсеньев ПД — 1906, № 1, с. 29]). Последний перевод пред­ ставляется более правильным, именно его мы используем в настоящем томе. БАТ (а на) — 7.12; 9.4; 12.5; 13.6; 24.32; 38.1; 42.4; 44.9; 46.4; 61; 65. Бат представляет собой длинный долбленый (из ствола тополя /К яВ /, [77, с. 88 ; 44, с. 36] или осины [77, с. 88 ]) челн с тонкими стенками, передняя часть которого заканчивается широким носовым щитком (уд. ңифугэ [СУдЯ]), благодаря которому бат не врезается в воду, а как бы взбирается на нее [14, с. 31; 21, с. 44]. Его длина около 8 м; он рассчитан на 10—12 человек и предназначен для пла­ вания и перевозки груза по мелким горным рекам [174, с. 40—41]. При движении вверх по те­ чению отталкиваются шестами [49, с. 310], при плавании вниз по реке один человек отталки­ вается шестом, а другой гребет на корме однолопастным веслом [Там же, с. 326]. Бат — самый необходимый и первый по важности предмет в хозяйстве удэгейца [77, с. 88 ]. См. фотографию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2