Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

В материалах В.К. Арсеньева имеются четыре текста, в разных вариантах описывающие трагическое происшествие у мыса Арка (101 (27), 119 (45), 120 (46),121 (47)). В своей основе все они являются мифологическими рассказами, ибо подразумевают месть разгневанных духов. Наиболее явно мифологизм проступает в текстах 101 (27), 119 (45); в тексте 120 (46) он про­ сматривается слабо, а в тексте 121 (47) не ощущается совсем (может быть, из-за краткости и схематизма самой записи). Три из этих четырех нарративов мы с известной долей условности отнесли к топонимическим преданиям. ПРИМЕЧАНИЯ 1Мыс Арка — см. примеч. 2 к тексту 101 (27). 2Орочи — речь идет об удэгейцах. См. примеч. 5 к тексту 75 (1). 2Река Кусун — см. примеч. 1 к тексту 101 (27). *Сянгасу — см. примеч. 3 к тексту 101 (27). 122 (48). Откуда пришли удэһе. Арсеньев 1917—1925, № 1, с. 674—675. ПРИМЕЧАНИЯ 1Д якпу — см. общий комментарий к текстам 48—50. Примечательно, что в литературной обработке сюжета (текст 123 (49)) Арсеньев этноним дякпу не употребляет. 2К ема — верное удэгейское название реки, которую Владимир Клавдиевич чаще именует Такема (см. примеч. 2 к тексту 96 (22)). гИман, Б икин и Хор. — крупные правые притоки Уссури, берущие начало на западных склонах Сихотэ-Алиня. Бассейны этих рек — исконные места проживания удэ. лН ам ука \ Л амунка J жители морского побережья (от наму ~ лам у море ). 123 (49). Опубликовано [18, т. 4, с. 311—312]. ПРИМЕЧАНИЯ Т а к е м а — см. примеч. 2 к тексту 96 (22). 2Орочи — речь идет об удэ; см. примеч. 5 к тексту 75 (1). 124 (50). Сказание о борьбе удэһе с маньчжурами на р. Кэме. Арсеньев ПД — 1908—1909, № 2, с. 572—573. ПРИМЕЧАНИЯ 1Кэма — то ж е, что р. Такема; см. примеч. 2 к тексту 96 (22). 2Орочи — речь идет об удэ; см. примеч. 5 к тексту 75 (1). гБогдо — охотничья мужская шапочка. См. СЭТ: “Богдо“. 4 Помпу — особого покроя мужской головной платок. См. СЭТ: “Пумпу". Три предания (текст 123 (49) опубликован) представляют собой варианты сюжета о победе удэ над маньчжурами (или китайцами). Во всех причиной сражения стато попрание прав ко­ ренных жителей, во всех приводится описание военного приема (изготовление “чучел"), с по­ мощью которого побеждают удэгейцы. В тексте 122 (48) собирателем зафиксирован фольклорный этноним дякпу. Арсеньев счел, что здесь подразумеваются маньчжуры (хотя, насколько нам известно, ни один из тунгусо-мань­ чжурских народов маньжуров так не называл). В 1959 г. Л.И. Сем и Ю.А. Сем на р. Бикине записали оригинальное предание, имеющее, возможно, связь с арсеньевским: на предков бикин-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2