Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ренесены и на мир духов; мифология материнского рода с превалирующими в ней культами хозяек претерпела ревизию в духе отцовского рода, женские образы в мифологии постепенно вытеснялись мужскими. От хозяйки домашнего очага зависело не только благополучие в доме, но и охотничий промысел. Ее власть распространялась на лесные угодья. Не­ уважение к лудя, а тем более оскорбление какими-либо действиями или сло­ вом вело к несчастьям в доме и неудаче на охоте. Почитание лудя заключа­ лось в кормлении очага, в соблюдении всякого рода запретов. Все, что связано с рождением ребенка, его ростом и здоровьем, припи­ сывалось власти Сагды мама (см. текст 45) — очень старой женщины, может быть, прародительницы. Считалось, что она посылает женщине детскую ду­ шу, после чего женщина беременеет и рожает ребенка. Само представление о том, что появление ребенка у женщины — резуль­ тат не ее брака с мужчиной, а действий Сагды мама, которая дает ей детскую душу, свидетельствует о появлении этого культа в эпоху материнского рода. Среди родственных удэгейцам тунгусо-маньчжурских народов культ Сагды мама отчетливо выражен только у маньчжуров. В сказании о нишанской ша­ манке есть описание Омоей мама. Это такой же мифологический персонаж, как удэгейская Сагды мама, но с другим эпитетом: по-маньчжурски омоси “внуки, потомки". Возможен перевод “мать (подательница) детей". В сказа­ нии явно виден след позднего средневекового мировоззрения, которое уже с осуждением относится к шаманизму, но полностью с ним еще не порвало: “В это время двери распахнулись, и шаманку ввели во дворец. Шаманка подняла голову и когда посмотрела вверх, то увидела, что посредине дворца на воз­ вышении сидит старуха с белыми как снег волосами. На длинном лице вы­ пученные глаза, огромный рот, подбородок торчком, зубы багровые — страш­ но взглянуть. По обеим сторонам от нее стояло более десяти женщин. И все они без устали изготовляли маленьких детей, составляя, передавая их друг другу, передавая и складывая рядами. Некоторые взваливали их на плечи и уносили прочь" [82, с. 169]. У удэгейской Сагды мама все детские души живут в гнездах в виде ма­ леньких птичек. Если женщина плохо ухаживает за ребенком, Сагды мама может забрать его у нее, и ребенок умирает. К ней обращаются с просьбой жена и муж о ниспослании им потомства. Последнее получило отображение даже в детской игре (см. текст 47)*. В эпизоде о роженице (текст 42) показаны суровые условия, в которых приходилось рожать удэгейской женщине. Обычай отселять роженицу в осо­ бый удаленный от дома шалаш широко бытовал в прошлом у разных народов. Он был продиктован необходимостью. Только поместив женщину в новый ша­ лаш и изолировав ее от других членов семьи, можно было обеспечить без­ опасные для здоровья роженицы и младенца условия. В тексте 48 перечисляются все главные объекты поклонения удэгейцев. Очень своеобразен на пудяни — дух-хозяин земли. По воззрениям удэгей* См. в этой связи текст 85 (11) материалов В.К. Арсеньева и вступительную статью к ним. 2 Заказ N9 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2