Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

повествованиям, но носит все-таки мифологический характер. Это особенно проявляется в конце нарратива, где говорится, что после полета Егды-шамана и его жен на птице Гая стали изготов­ лять севохи с фигурками четырех людей на птице. Название текста не соотносится с его содер­ жанием. Можно лишь догадываться, что онку севохини как-то связано с изображением людей. Не исключено, что одноногий человек с медвежьей головой, который упоминается в начале тек­ ста, и есть онку севохини. Не ясно, почему в начале текста говорится о четырех женах, а потом их оказывается три. ПРИМЕЧАНИЯ 1Онку севохини — изображение духа онку. Из текста не ясно, какое именно изображение является онку севохини. В материалах В.К. Арсеньева есть одно произведение, озаглавленное “Заяц — онку буйни" (“Заяц — зверь онку “, текст 99 (25)). Это лишь позволяет предположить, что онку были подвластны звери, а с зайцем у него особые отношения. В дневниках Арсеньева читаем: “Раньше всех Онку (т.е. главнее других духов. — М .Х .). Он имеет вид человека, ж и­ вущего в лесу на высокой горе, средних лет об одной руке и об одной ноге, в руках у него копье и стрелы, пешня, шапка из ж и в о г о з а й ц а (разрядка наша. — М .Х .). Это его собака, на шапке снежный ком, лицо красное, покрыт шерстью" [Арсеньев ПД — 1917— 1925, № 1, с. 736]. Характеристики онку, встречающиеся у Владимира Клавдиевича, неоднозначны. По неко­ торым можно заключить, что онку — опасный дух: “Место, где живет онку, можно узнать сразу. В этих местах на сопке или кричит сова, или ухает филин, или лает собака, или завывает ветер, или кто-нибудь свистит, слышно, как шумят лыжи, или кто рубит топором, пилит пилой или говорит голосом и т.д. Человек, услыхавший это, сразу заболевает. Надо скорее делать бивак, из хвороста делать фуданку (изображение духа из сухой травы. — М .Х .) и гонять его к онку. Чем дольше держать в себе злого духа, тем труднее изгнать болезнь 1 [Арсеньев ПД — 1917— 1925, № 1, с. 736]. Иными словами, человек, нарушивший “границу 1 и приблизившийся на опасное расстояние к онку, получает “звуковое предупреждение 1 и вскоре непременно будет на­ казан (заболеет). В “Словаре комплексном и техническом 1 Арсеньев причислил онку к злым ду­ хам [СКТ, с. 22], то же читаем и в путевом дневнике: “Из всех злых духов самый вредный Онку 1 [Арсеньев ПД — 1914, 1917, 1926, 1927, № 2, с. 1191]. Но в книге “Лесные люди удэхейцы 1 об онку говорится: “Людям он никогда не делает зла 1 [17, с. 33]. В одном же из более ранних дневников записано: “Например, Бог гор и лесов Онку, он живет среди скал в горах. Он началь­ ник всех зверей и лесных птиц. Этого Онку кекари (удэ. — М .Х.) представляют себе человеком средних лет 1 [Арсеньев ПД — 1908—1909, № 2, с. 330]. В.В. Подмаскин приводит весьма противоречивые сведения об онку. Он пишет: “Как по­ лагали удэгейцы, душа человека, убитого медведем, уходила к хозяину медведей (онку) и ста­ новилась членом его рода... [44, с. 73]. И чуть ниже: “Хозяином гор и лесов считался Онку, его- помощниками были хозяева определенных мест, а также некоторые животные — тигр, медведь, лось, выдра, касатка и другие, которые когда-то для удэгейцев, вероятно, являлись тотемами11. На следующей странице автор разъясняет: “В период охоты удэгейцы всегда обращались к хо­ зяину гор — Онку, который мог принимать образ тигра, медведя, соболя или другого животного или птицы, а такж е мог появиться в виде человека средних лет" [44, с. 74]. Охотники просили у Онку помощи в промысле. Итак, современные исследователи ненамного продвинулись по срав­ нению с В.К. Арсеньевым в понимании роли онку. Очевидно, что онку — могущественный та­ ежный дух, распоряжавшийся душами животных и способный как помочь охотнику, так и на­ вредить ему. Ср. № 11, где, по-видимому, тоже речь идет о лесных духах онку (эунку ) , способных принимать мужской или женский облик. л 2К янгу т ун — ритуальные столбы поменьше ту (о т у -т у н см. ниже). “Книгу являются вспомоществующими для Туни, — писал В.К. Арсеньев [Арсеньев ПД 1914, 1917, 1926, 1927, № 2, с. 1185]. Делаются кянгу из лиственницы (игравшей особую роль в культуре тунгусо-мань­ чжурских народностей), их должно быть не меньше двух. “Большая часть ствола снизу оголена от веток, которые в виде пучков оставлены только наверху. Ставятся около дома. Кора снимается

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2