Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
В одну из сказок, приведенных В.П. Маргаритовым, миф о небесной лыжне входит как со ставная часть. Сын не мог найти отца и мать — тогда бог Андури привязал к его нöгам лыжи и велел идти на другую сторону неба; после этого на небе остался след лыж [70, с. 29]. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Кекари — так называли удэгейцев некоторые соседние народности, в частности орочи и маньчжуры (см., например: [52, с. 4]). О происхождении этнонима кэкар—кэха см.: [169, с. 4 0 0 -4 0 3 ]. 2Буа-чидыни — приблизительное значение “небесный спуск" (через ороч, тиги- “спускать- ся“). Этот перевод подтверждается и текстом мифа. 3 Старик Канда — один из ведущих персонажей удэгейского фольклора, обычно отец или тесть героя. См. вступительную статью к тому и СЭТ: “Канда". 84 (Ю).Мйнгэ-тулунхонй (о р о ч и ). Арсеньев ПД — 1908—1910, № 1, с. 207. Вариант мифа 83 (9). Название мифа оро.чское, но в самом тексте встречается имя удэ гейского героя Эгда. Возможно, запись была сделана в контактной с орочами группе удэ. ПРИМЕЧАНИЯ 1 ) . Уj/ / . . . Мангэ-т улунхони — ороч. Маци-тулумухан и “Млечный Путь, лыжня охотника Маци на небосводе" (см.: [3, с. 45, 203]). 2Эгда-дуктэмохони — букв. “Егда пробежал на лыжах" (по сведениям М.Д. Симонова, дуктэмэ- “бежать на лыжах"). 2Нада-Болихэ — то же, что Нада одега (букв, “семь девушек"). Так многие тунгусо-мань чжурские народности называют созвездие Плеяды, или Стожары (см. статью "О фольклорных материалах В.К. Арсеньева". О возникновении этого созвездия говорится в тексте 110 (36)). 85 (11). Тагу-Мама и Чиниһе. Арсеньев ПД — 1917—1925, № 1, с. 743—745. В тексте излагаются две мифические темы: о властелине природы Чиниһе и о зарождении детских душ омэ. Подробнее об этом произведении см. в статье “О фольклорных материалах В.К. Арсеньева". Вот одна из записей Арсеньева о чете небожителей: “Тагу Мама — старик и старуха на небе. Они божественны. Старик Чиниһе, а старуха Тагу Мама. Они живут не вместе, а отдельно друг от друга. У Чиниһе шапка снежная. Тагу Мама дает детей женщинам на земле. Хорошим людям — чистого здорового ребенка, а на плохих людей она посылает Ам нянку (духа. — М .Х .), который и причиняет людям страдание" [Арсеньев ПД — 1917—1925, № 1, с. 723]. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Тагу-Мама — см. статью “О фольклорных материалах В.К. Арсеньева", а также СЭТ: “Сагды мама", текст 45 и примеч. 2 к тексту 45. 2Чиниһе — см. статью “О фольклорных материалах В.К. Арсеньева". ъОколо Тагу-Мама — т.е. Тагу-мама и Чиниһе должны видеться в том месте, где живет Тагу мама. *...Выше нас никого нет — подразумевается, что Тагу и Чиниһе — высшие божества Все ленной. 5Ом э — душа ребенка. См. СЭТ: “ О м и э" и примеч. 2 к тексту 45. 86 (12). У/Ва. Арсеньев ПД — 1914, 1917, 1926, 1927, № 2, с. 1195—1198. Ср.: [70, с. 29]. Текст относится к категории этиологических мифов, рассказывающих о возникновении на земле жизни и смерти. Необычно обожествление раковины-каури (кяхт а) , которая выступает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2