Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

сури. Очень давно на берег моря пришел какой-то народ Дякпу1, маньчжуры, у них было много солдат, и они строили много крепостей, развалины которых мы видим в настоящее время. Откуда Дякпу пришли, никто не знал. Они ста­ ли приставать к удэгейским женщинам и насиловать их. Удэхейцы собрались и решили защищать свои семьи. По уговору все женщины стали шить голов­ ные уборы, покрывала и рубашки, а мужчины — ковать стрелы. Работали 6 месяцев. Потом мужчины ночью около отрядов поставили деревянныя чу­ чела и на них одели шапки, головныя покрывала и рубашки, а рано утром удэһе начали наступление. У Дякпо были фитильныя ружья, и [они ] начали стрелять по чучелам, а туземцы с другой стороны напали и всех дякпу пе­ ребили из самострелов. Некоторые бросились в море и в другом месте вы­ шли на берег. События эти разыгрались на Кеме2. Дякпу вернулись к своим и рассказали о том, что удэһе дикий народ: ест сырое мясо, сырую рыбу, на деревянной обуви ходят поверх снега, лодки делают из бересты и плавают по морю. Исстари область обитания удэһе было побережье моря. Это утвер­ ждают единогласно все старики. Боясь мести Дякпу, многие удэһе ушли через перевал на Иман, Бикин и Хор3. В бассейне правых притоков тогда жили голь­ ды. Они удэһе называли намука*, — это название сохранилось за удэһе и по сие время. Тунгусы же называют их ламунка 5от слова ламу , что значит море. 123(49) Раньше на реке Такеме1жили одни только орочи2. Но вот с юга пришли какие-то другие, неизвестные люди и начали всюду копать землю. Эти новые люди стали обижать орочей: всю рыбу, которую ловили они, мясо, которое добывали они на охоте, все силою отбирали пришельцы. Долго терпели орочи, но наконец решили отделаться от своих притеснителей. Стали они ковать себе стрелы каждый день в большом количестве. Стали женщины днем и ночью шить орочскую одежду и головныя покрывала. Когда все было готово, орочи собрались вместе, нарубили палок в рост человека, поставили их в кустах и надели на них одежды и головные уборы. Ночью орочи со всех сторон обошли чужой лагерь. Когда стало светать, они пустили стрелы. Чужие люди заме­ тили в кустах чучела, приняли их за живых людей и стали стрелять в эту сторону. Много врагов тогда было убито. Оставшиеся в живых испугались и побежали к морю. Тут за камнями, на самой дороге, устроена была засада. Сразу напали на них орочи и всех почти перебили: спаслись только двое. Они вплавь перебрались через реку и убежали в свою сторону. Там беглецы рас­ сказали о случившемся. Они говорили, что орочи не люди, а черти, что стрелы их не берут, что они не имеют веса, снег глубокий их не задерживает, они не проваливаются и ходят поверх его, что лодки свои они делают из бересты, плавают по камням и не ломают их, что они не знают, как разводить огонь, и потому мясо и рыбу едят сырыми. Потом орочи услышали, что с юга опять идет к ним много народа; испу­ гались они, взяли свои лодки, посадили в них своих жен и детей и ушли на север...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2