Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

Род Калондига получил свое прозвище от того, что родоначальник его всегда косил глазами ( кяломси )5. Род этот тоже ведет свою родословную с мо­ ря и впоследствии вышел в бассейн р. Уссури. 118(44). СКАЗАНИЕ О РЕКЕ БОТЧИ (БОСА) Раньше в устье р. Ыкки1 жили орочи. Один раз они пошли на охоту за нерпами на льду. Это было весной. На море их застала буря. Они высадились на лед. Их унесло в Японию на о-в Ӏоссо2. Там они живут и по сие время. Орочи (Удэһе) рода Боса, отсюда и название Ботчи3. 119(45). МЫС ДИНГАЛА ДУОНИ1 Этот мыс находится на пути к р. Такеме2 от Шооми3. Об нем у орочей4 есть сказание, что давным-давно тут было двое береговых ворот, около них жил человек, у которого так много накопилось вшей, что они утащи­ ли человека, и когда тащили его, то задели за скалы и обрушили ворота в море. 120(46). ИСТОРИЯ С САНГАСУ1 Раньше на Нахтоку2было много людей. Орочи с Шооми3 взяли жен себе с Нахтоку, но сами им в обмен своих дочерей не дали. Тогда Нахтохусские орочи поехали за женами и отобрали себе у Шоомийских не только девушек, но и замужних женщин. Море было тихое. Проезжая береговые ворота, по­ гибли две лодки. Это остановило шоомийских орочей от мести. 121(47) Лет 12 тому назад мыс Арка1оканчивался двойными воротами, как это показано на прилагаемом при сем рисунке. В настоящее время сохранились только одни ворота, те, что заштрихованы карандашом. Они ближе к берегу. Обвал больших ворот произошел сразу, неожиданно, погубив около 20 чело­ век орочей2, стоявших в воротах на семи лодках. Старожилы орочи хорошо (Люрл с р. Кусуна3) помнят это событие. С тех пор место это они стали на­ зывать Сянгасу4. 122(48). ОТКУДА ПРИШЛИ УДЭҺЕ Удэһэ говорят, что первоначальная их родина была на берегу моря и от­ сюда они распространились за Сихотэ-Алинь в бассейн правых притоков Ус

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2