Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

созвездие Худахта1 (Хуакта у прибрежных удэһе). Он выбил ему зубы и разбросал их по земле, получил БуР — кварц, получилось созвездие Сэумо иктени9. С тех пор на галешниковых отмелях встречаются большие куски молоч­ но-белого кварца — Сэумо бунгини 10— созвездия семь яиц. Голову его бро­ сил в болото — образовались кочки Сэмухто дэлинь 11 — Вейник, это были его раньше волосы... Сэумо иктэни 12— не звезды, а белые камни на земле. На земле остались зубы и голова Сэумо. 115(41). БОЛОТНАЯ КОЧКА Человек Сэумо — безобразного лица с желтыми волосами, большого ро­ ста. Его жена была сестрой Егда. Она не знает, как попала замуж за Сэумо. Последний был шаманом и с помощью своего севона 1сделал женщину сума­ сшедшей, вследствие чего она и попала к нему в руки. Когда она очнулась, то увидела себя спящей с Сэумо. Ничего ей не оставалось, как остаться его женой. От этого брака родился одна девочка. Егда потерял свою сестру совсем из виду и думал, что она умерла. Однажды он пошел на охоту, зверей нигде не видел, но попал в юрту. Тут он увидел свою сестру. Она рассказала брату, что с ней случилось. Сэумо дома не было. Сестра сказала, что Сэумо, веро­ ятно, не человек, и предупредила брата, что он скоро вернется домой. Брат спросил сестру, хочет ли она сама остаться с мужем. Сестра сказала, что Сэ­ умо убить нельзя, он не умрет. “Он шаман, и у него есть сильный севони. Тогда Егда посоветовал сестре узнать, где обитает душа Сэумо и где он держит своего севона. Егда посоветовал также немного надрезать ножом пупок ре­ бенка, чтобы он все время плакал. Так и сделали. Тогда мать спросила: “Где твоя, Сэумо, душа и севонТ ‘ Сэумо не ответил. Жена сделала клин деревян­ ный и стала забивать его ему в задницу2и требовала, чтобы он скорее говорил, где его душа и севон. Тогда Сэумо сказал: “Сперва по дороге от балагана будет “Хайланку“3 высотою до неба, за нею пихт семь штук тоже высотой до неба, потом семь кучек багульника такой же длины, затем болото, а за ним тихая река, в которой вода цветная: у одного берега красная, у другого — черная. На этом берегу земляная лодка. В ней надо переехать через реку. Дальше будет опять болото и в конце его — юрта. В ней есть кузнечный мех, и один человек руками держит мех, но не шевелится, другой человек одной рукой поднял молоток, а другой держит клещи и тоже замер в неподвижной позе. Под крышей висит медная коробка, и в ней семь яиц, одно зеленое — это моя душа“. Егда сидел за юртой и подслушивал разговор. Он взял с собою топор и пошел, захватив с собой еще и копье. Сперва он поджег траву, пихты срубил топором и сжег их, богульник постигла та же участь. Переехав че­ рез реку за болотом, в юрте он нашел людей в застывших позах. Он схва­ тил коробку, шесть яиц разбил, а зеленое седьмое положил в поясную су­ мочку и понес с собой. Людей в позах кузнецов — убил. После того как он переехал через речку, он сломал лодку. Немного далее встретил Сэумо и всту

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2