Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

катаетесь, дайте-ка и я попробую11. Заяц стал снимать лыжи — тут его мед­ ведь и поймал. Он спросил: “Зачем ты поджег мой балаган?1 — “Нет, это не мы“. — “Неправда, я видел по следам, что это ты“. Тогда заяц сознался и сказал: “Не надо убивать, мне и так немного жить. Я уйду на большую сопку и буду Онку буйнЬ* , а у тебя вместо одежды вырастет длинная шерсть". Медведь взял прут и вытянул им зайца. Тогда [тот] сделался зверем с белой шерстью и убежал, и медведь тоже сделался зверем и ушел в лес. 100(26). ЛОСЬ — СИНГЕДА Б У Й нЙ Давно-давно был один человек большой и назывался Си (Ireда. Он всегда ходил на охоту. Один раз он увидел большого лося-быка и поймал его живым. Он привел сахатого домой и стал кормить. Потом нашел матку и привел к себе домой. Человек им сказал: “Ваше имя будет Огбе1". Человек пустил их на воле. Вот почему в древних сказках сахатый называется сингеда буйн№. 101(27) Орочи с р. Такема, Кусуна и Амагу1рассказывают об обвале береговых ворот у мыса Арка2 (по-орочски Сангасу3, по-китайски Кулун зуйза). Они го­ ворят, что орочи подъехали к этому месту на 7 лодках, здесь они не помо­ лились Богу4, и за это гора обвалилась и задавила их. Ворота были очень боль­ шие, так что 10 лодок могли встать все вместе. Место это священное потому, что много лет тому назад на вершине этого утеса было гнездо орла белого5. Два ороча взобрались наверх, взяли птенцов, но вниз спуститься назад не могли. Они посадили птенцов назад в гнездо и стали молиться богу, прося его, чтобы он помог им спуститься книзу. Вдруг явился тигр; он взял осторожно людей поодиночке и снял их со скалы. Потом рассказывают, что в этом месте в воду сверху свалился тигр (весной) и утонул. Целое лето он пролежал на дне моря, не разлагаясь. Осенью тигра выбросило прибоем на берег. Страшный зверь очнулся и снова ушел в горы. С тех пор люди постоянно стали молиться около этого места. 102(28) От главной вершины Хорского хребта1к северо-западу отходит длинный отрог, в свою очередь служащий водоразделом между реками Мэка и Нефик- цой2. Гребень его увенчан большими скалами, которые местное туземное на­ селение считает недосягаемыми и населяет их злыми духами. Как появились они? Только черт мог выдвинуть их из земли! Это Амба чжугдыни 3 (чортово жилище). Другие люди называют их Какзаму чжугдыни 4 (жилище горного духа Какзаму), или Куты Мафа чжугдыни 5 (жилище тигра). Где бы эти

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2