Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
лось у удэхейцев недавно. Они позаимствовали этот обычай у гольдов. Этот человек проснулся, — он был первым шаманом. 94(20). ПАНТЕРА-ЯГА Яга 1 бывает разная, Дыйм яга1 — полосатая пантера, а хвост покрыт кольцевыми полосами. Прыгает с дерева на дерево, ее никто никогда не видел. Пуля и стрела не долетает [до нее ] и падает. Есть на этот счет такое сказание. Был Егда с сестрой. Он был отличный охотник. Один раз он увидел какого-то зверя и хотел убить его стрелой. От стрелы отвалился наконечник. Тогда яга сказал человеческим голосом: “Человек, ты никогда меня не убьешь. Вер нешься домой, спроси свою сестру, она тебе все расскажет” . После этого яга пошел по вершинам деревьев. Придя домой, он стал раздеваться и рассказал о случившемся. На это сестра подтвердила все, что сказал Яга, и назвала его имя: “Это самый главный зверь Буйнь-ацзани 3. Раньше Яга не был полосатый и был цветом, как лиса. Имя ему Дыймь яга. Когда наш отец Кандаһа был голодом и ничего не мог добыть на охоте, ему помогал Яга: доставал дичь, чмясо, и Кандоһа не пропал“. Мать Егда Болиһе, чтобы отблагодарить Яга, много месяцев шила ему разные красивые одежды. Отец и мать завещали ни когда его не трогать. Однажды, когда Кандаһа сделался старый и чувствовал приближение смерти, он пошел в тайгу, обнял дерево и превратился в наплыв, который с той поры и называется “Мо Кандани”4. Боли(һ)е тоже ушла в тайгу и превратилась в зеленого попугая “Сакси“5. Дыйм яга себе оставил поло сатую, а прочие цветистые одежды отдал другим яга. Так получились Дыйм Яга с окраской черных сплошных пятен по желтому полю и Тулекты Яга6 с кольцевыми черными пятнами. С тех пор Дыйм Яга сделался тыэнку1. Так же и прочие яга. Это сильные севоны 8. После Дыйм яга по старшинству идет Тулекты Яга и за [ним ] — Дыям Яга9. Все яга стоят выше тигра. В то время, к которому относится сказание об яга, тигра еще не было на земле. Родословная больших кошек Уссурийского края такова. Дыйм Яга был са мец, Тулекты Яга — самка. От них родилось три зверя. Два были диям яга, и последним родился куты маҺа10. Вот почему он и занимает подчиненное положение. 95(21). ОНКУ СЕВОХИНИ1 (ШАМАНСКИЙ) Кянгу тун.2 изображает птицу “куай“3 и на ней четыре ceeoxu 4 — три в виде человека, а один одноногий с медвежьей головой. Жил-был один Егда, умный, веселый и богатый человек. У него было три жены. “У меня, — сказал он однажды, — в юрте четыре хала 5 (сошки), а три жены. Хочу четвертую жену“. Вот сел он в лодку и поплыл вверх по реке. Долго он плыл и наконец заметил признаки жилья и вслед за ними юрту и около нея тун6. В юрте была одна девица 20 лет. Тогда [он ] перед домом упал и сделался горбатым и сле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2