Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
четырех человек: старика и троих молодых — все мужчины. Он спросил их: “Куда идете?1 — “На охоту в местность Янго Кямони5 (ключ в Большой сопке). Мы всегда там охотничаем. Мы там убили одного медведя, там есть еще один“ . Посидели и поговорили. Один молодой человек [держал] в руке длинную змею: Тэму, когда ходит по суше, вместо палки всегда держит змею. Старик говорит: “Мы будем к тебе свататься". Тогда Аэнка спросил: “И ка кого вы будете рода?" — “Не знаю, — сказать ли тебе, какого мы рода, — это трудно. Давай, — сказал старик, — поменяемся пешнями ( хогдо б) — тог да мы непременно будем свататься. Ничего, я буду когда-нибудь крепко по могать. У тебя сестра есть?" — спросил старик. Аэнка ответил: “Есть старшая сестра". Старик сказал: “У меня дочь с именем Тэму“. Тут же они и сватали. Тут же Аэнка потерял сознание (октыэнани7) . Неизвестно, сколько времени он лежал, а когда очнулся, никого кругом не было. Он оправился и пошел домой. Дома он ничего не сказал. Сестра его с ума сошла и утопилась в море8. Спустя несколько дней со стороны моря в дом Аэнка пришла девка9. Месяц она прожила и стала женой Аэнка. От этого брака родилась девочка с крас ными волосами. Тогда отец ея Аэнка стал очень сильным шаманом. Потом вся семья через пять лет ушла в море. 93(19). ЯНКПА СИЛЯНКУНИ1 Где-то в тайге среди большого болота было озеро. В него попала одна ля гушка. Она стала по вечерам кричать, и сбросила с себя икру, и сама неиз вестно куда скрылась. Вот икра стала расти и шуметь, расти и превращаться в трубки янкпа, сначала маленькие, которые все увеличивались в размерах и превратились в настоящие трубки янкпа. Вот почему на янкпа2 всегда есть лягушка. Делается по указанию шамана, хранится вместе с бубном. Однажды один человек спал и видел во сне, что к нему пришел Егда и говорит: “Пойдем со мной". Вот они пошли и увидели озеро за болотом, озеро Янкпа силян- куни. Егда делал два маленьких обруча для ункту3 (бубна) и бросил их в воду. Эти обручи превратились в лягушек и родили икру. Из этой икры появилось множество маленьких ункту, которые стали увеличиваться в размерах и до стигли величины настоящих ункту. Так появились у людей бубны. Потом они пошли дальше и нашли “хайхта хайлянку“4— тонкая длинная трава для де рева5. Это шаманская трава, из которой иногда делаются временные севохи. Тут же недалеко нашли багульник Сэнкэ ониһини6 с большими листьями, и [Егда] указал, что с ним делать и как его употреблять при камлании. Еще дальше они нашли рощу, состоящую из длинных и красивых пихт “Найлан- ку“7. Егда сказал, что куаптэля 8 делается именно из пихты (впоследствии для стружек стали употреблять и другия древесные породы). Потом они на шли громадное болото, тут было много болот; это была пища для шамана — семь сортов ягод. Шаман их не ест во время камланья. Только после того как повальная болезнь будет изжита, люди собираются, приносят ягоды и уго щают шамана. Употребление жира, водки, муки, поросенка, курицы появи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2