Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

78(4). ДОПОЛНЕНИЕ К ОРОЧСКОЙ ЛЕГЕНДЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОТ МЕДВЕДЯ И ТИГРА В рабочих тетрадях 1907 года записана легенда, по которой у всех тун­ гусских народностей женщина не может есть мясо медведя, убитого на охоте ея братом. В дополнение этой легенды надо сказать несколько слов, получен­ ных мною от самаргинских орочей1. Именно: мальчика забрала тигрица и вскормила его, а девочку взял медведь. От этого произошли орочены2. Одни считают своим родоначальником тигра, другие роды — медведя. Когда впос­ ледствии мальчик вырос и на охоте случайно убил медведя, то этот послед­ ний, умирая, заказал3: 1) чтобы мяса его он никогда не давал сестре, 2) чтобы сам он никогда не ел бы больше мускулы его задних ног, 3) чтобы член его медведя (Penis) сестра его вместо украшений держала бы у себя в юрте. Этот медвежий Penis по-орочски называется Янгза 4. 79(5) У орочей, если брат убьет медведя, то родная его сестра не будет есть мяса и вообще кушанья, сваренного на его жиру, на том основании, что это большой грех, и если сестра поест мяса такого медведя, то другой медведь непременно разорвет ея брата на охоте. По этому поводу существует особое у них сказание, которое они почему-то очень тщательно скрывают. Однажды один охотник пошел на охоту, а дома осталась одна сестра. В отсутствие брата пришел медведь и увел с собою его сестру. Медведь женился на “болигэ“*. Долго искал брат сестру и, наконец, нашел ее в лесу. Она сказала ему, что она замужем и что хозяина нет дома. Эгда пошел пока на охоту. Недалеко от балагана сестры увидел медведя и убил его, выпотрошил и принес мяса и накормил им сестру. А когда он принес шкуру и голову убитого медведя, се­ стра узнала своего мужа и с испугу умерла, а брат сошел с ума. 80(6). ПРЕДАНИЕ РОДА КАМЕНДИГА Орочи с р. Самарги1, носящие фамилию Камендига (почти все в этом ме­ сте) , полагают, что они произошли от тигра. Жил один человек, у которого был маленький мальчик, жена пропала. Он понес его в лес и хотел оставить изюбру на [его ] следу2, сохатому, кабану, медведю и другим животным. Каж­ дый раз мальчик плакал, пока отец не нашел след тигра. Мальчик стал ра­ доваться и смеяться3. Оставил он на следу ребенка, а сам ушел. Пришла тиг­ рица, нашла мальчика и вскормила его своим молоком. У тигрицы был ко­ тенок — маленькая тигрица, которая тоже вместе с мальчиком сосала груди матери-тигрицы. Впоследствии от этого мальчика произошел ороченский на­ род4 (Самарги).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2