Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

копье, самострел и т.д. Сердце убитого медведя может есть только старший брат, но воспрещается младшему. Исключение составляет случай, когда мед­ ведь убит младшим братом лично. Мясо (мускул) из задних ног медведя (Со- нго усэни ъ) , как это показано на рисунке9, нельзя есть мужчине, но всегда отдают женщинам. Мускул этот круглый, спускается немного ниже колена. Этот мускул считается женским мясом. Женщины должны варить его вне до­ ма непременно в своей посуде. Обычно женщины всего поселка собираются вместе и уходят так, чтобы их не видно было из деревни. У них своя посуда, свой нож. Они возвращаются домой, когда съедят все мясо. Если не съели, то оставляют до следующего дня, для чего каждый раз ходят туда из селения в одиночестве. Медведь велел брать кость из его члена — ost penis “Сянго гяломо(ни)“10 и дарить молодой женщине. Они украшают этими костями ко­ робки. Тогда женщина будет здоровая, будет иметь легкие роды и ребенок будет здоровым, выросший крепким и сильным. Глаза убитого медведя вы­ нимаются и закладываются в зарубки какого-нибудь дерева, чтобы душа мед­ ведя не могла увидеть, кто убил зверя. Бросать глаза, закапывать их в землю, топить в воде, жечь на огне — не разрешается. 'С' Брошенного в тайге мальчика нашла тигрица и взяла его к себе в ло­ говище под большой скалой. Здесь она его вскормила. Мальчик вырос. Тогда тигрица спросила его, помнит ли он своего отца. Юноша ответил, что не по­ мнит. Тигрица спросила, помнит ли он мать. Юноша также ответил: “Нет!“ Тогда тигрица рассказала ему историю его жизни и как она его нашла в тайге. Потом она ему сказала: “Если ты мне веришь, поди посмотри', что твой отец делает". Юноша пошел, видел место, где его отец дрался с медведем. Он воз­ вратился назад и рассказал тигрице, что видел. Тогда она сказала ему: “Те­ перь ты большой, можешь сам жить. Я тебя кормила, поэтому на будущее время никогда тигра не трогай. Я тоже не буду людям причинять зла“. V Когда он бросил мальчика, он сказал: “Так как я поступил нехоро­ шо — женился на своей сестре, теперь убил ее, бросил обоих детей и остался один. Я пойду искать медведя". Он пошел, ходил долго и нашел мыс от сопки, выступающий в долину. Он сел на мысу и стал звать к себе медведя: “Моло­ дого не надо, старого не надо — надо в средних годах“. Он молился Эндури и все звал медведя, и такой медведь к нему пришел. Он сказал: “Давай драть­ ся. Я сильный — тебя убью, ты сильный — меня убьешь". Вот стали они драться и дрались долго и так сильно, что изломали всю землю. Где был ключ — стала сопка, где была сопка — стал ключ. Дрались до тех пор, пока не пришел тигр и [не] разогнал их. Тогда тигр сказал: “Ты, Егда, стал дур­ ной". “Почему?" — спросил Егда. “Твою дочь нашел медведь, он нашел ей мужа и поставил законы, как жить надо, как жениться и что можно кушать. Раньше медведь был человеком, теперь, когда есть законы, он перестал быть человеком и сделался диким зверем. Бросьте драться, иди к Нэнгуй и поселись с ними и женись на их сестре". Егда пошел к Ненгуй и женился, отчего у него родилось семь девок нэнгуй. Он стал с ними жить. Он сказал богу Эндури: “Моя теперь не человек. Я стал теперь ни -за гуни х, т.е. дикий человек".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2