Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
копье, самострел и т.д. Сердце убитого медведя может есть только старший брат, но воспрещается младшему. Исключение составляет случай, когда мед ведь убит младшим братом лично. Мясо (мускул) из задних ног медведя (Со- нго усэни ъ) , как это показано на рисунке9, нельзя есть мужчине, но всегда отдают женщинам. Мускул этот круглый, спускается немного ниже колена. Этот мускул считается женским мясом. Женщины должны варить его вне до ма непременно в своей посуде. Обычно женщины всего поселка собираются вместе и уходят так, чтобы их не видно было из деревни. У них своя посуда, свой нож. Они возвращаются домой, когда съедят все мясо. Если не съели, то оставляют до следующего дня, для чего каждый раз ходят туда из селения в одиночестве. Медведь велел брать кость из его члена — ost penis “Сянго гяломо(ни)“10 и дарить молодой женщине. Они украшают этими костями ко робки. Тогда женщина будет здоровая, будет иметь легкие роды и ребенок будет здоровым, выросший крепким и сильным. Глаза убитого медведя вы нимаются и закладываются в зарубки какого-нибудь дерева, чтобы душа мед ведя не могла увидеть, кто убил зверя. Бросать глаза, закапывать их в землю, топить в воде, жечь на огне — не разрешается. 'С' Брошенного в тайге мальчика нашла тигрица и взяла его к себе в ло говище под большой скалой. Здесь она его вскормила. Мальчик вырос. Тогда тигрица спросила его, помнит ли он своего отца. Юноша ответил, что не по мнит. Тигрица спросила, помнит ли он мать. Юноша также ответил: “Нет!“ Тогда тигрица рассказала ему историю его жизни и как она его нашла в тайге. Потом она ему сказала: “Если ты мне веришь, поди посмотри', что твой отец делает". Юноша пошел, видел место, где его отец дрался с медведем. Он воз вратился назад и рассказал тигрице, что видел. Тогда она сказала ему: “Те перь ты большой, можешь сам жить. Я тебя кормила, поэтому на будущее время никогда тигра не трогай. Я тоже не буду людям причинять зла“. V Когда он бросил мальчика, он сказал: “Так как я поступил нехоро шо — женился на своей сестре, теперь убил ее, бросил обоих детей и остался один. Я пойду искать медведя". Он пошел, ходил долго и нашел мыс от сопки, выступающий в долину. Он сел на мысу и стал звать к себе медведя: “Моло дого не надо, старого не надо — надо в средних годах“. Он молился Эндури и все звал медведя, и такой медведь к нему пришел. Он сказал: “Давай драть ся. Я сильный — тебя убью, ты сильный — меня убьешь". Вот стали они драться и дрались долго и так сильно, что изломали всю землю. Где был ключ — стала сопка, где была сопка — стал ключ. Дрались до тех пор, пока не пришел тигр и [не] разогнал их. Тогда тигр сказал: “Ты, Егда, стал дур ной". “Почему?" — спросил Егда. “Твою дочь нашел медведь, он нашел ей мужа и поставил законы, как жить надо, как жениться и что можно кушать. Раньше медведь был человеком, теперь, когда есть законы, он перестал быть человеком и сделался диким зверем. Бросьте драться, иди к Нэнгуй и поселись с ними и женись на их сестре". Егда пошел к Ненгуй и женился, отчего у него родилось семь девок нэнгуй. Он стал с ними жить. Он сказал богу Эндури: “Моя теперь не человек. Я стал теперь ни -за гуни х, т.е. дикий человек".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2