Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

лись и голые убежали из юрты. Все нэнгуй погибли от мороза. На другой день медведь говорит девушке: “Тебя отец бросил, ты ничего не думай, я найду тебе хорошего мужа, умного и сильного". Девушка согласилась. На другой день медведь опять ушел и скоро нашел юрту, а в ней жило два человека (Ег- да). Медведь не показался им и тихонько ушел назад. Утром Егда вышли из юрты за дровами и тоже увидели след медведя. Они пошли по этому следу и пришли к жилищу медведя. Он так же, как и при посещении Нэнгуй, спря­ тался в яму. Егда увидели девку и решили тоже остаться ночевать. Они раз­ делись и только легли, как медведь опять вскочил с ревом. Голые люди убе­ жали из юрты и замерзли в лесу. Третий раз вышел медведь в лес и снова нашел юрту и в ней одного человека Егда. Оставив ему след, он привел и его в свою юрту, как Нэнгуй и двух человек ранее, так же спрятался. Егда взял с собой копье, стрелу6 и пошел по следу, который привел его к жилищу мед­ ведя. Егда заинтересовался девицей, но сообразил, что след медвежий, при­ ведший его к дому, неспроста, и в этом есть что-то хитрое. Девица его по­ кормила. Егда спросил ее: “Одна ты живешь или в юрте есть еще кто-нибудь?" Девица сказала, что она сирота и живет одна. Егда показалось это невероят­ ным. Он остался ночевать. Он разделся, но копье положил рядом с собой. Ночью медведь вскочил с ревом. Егда вскочил и схватил копье, чтобы обо­ роняться. Тогда медведь сказал Егда: “Не надо меня колоть, потому что я искал такого смелого и умного человека, как ты, в мужья моей дочери". Егда бросил копье и тут же женился на девушке. От этого брака родились один мальчик и одна девочка. Так они и жили. А медведь куда-то уходил в тайгу. Егда пошел тоже за ним однажды, чтобы узнать, куда он ходит. Он нашел медведя около чере­ мухи, где он лакомился ягодами. Он вернулся назад и сделал лук и стрелу левой рукой, будучи сам правшой. Наконечник он отточил тоже левой рукой. Тогда он пошел к черемухе и, подойдя ближе, пустил стрелу в медведя, а сам убежал домой. Раненый медведь вернулся домой и спросил: “Егда, зачем ты меня хотел убить?" Егда ответил: “Это не я “. “Как не ты?“ — спросил медведь. — “Гляди, стрелу точил левша, а я владею правой рукой". Тогда медведь сказал:“Нет, я хорошо знаю — это ты, только стрелу сделал нарочно левой рукой, чтобы меня обмануть. Я думаю, что это ты сделал не сам, а тебе так велел Эндури1. Теперь пришел мой конец. Я .скоро умру. Все, что я Вам теперь скажу, надо крепко держать [в голове ] и никогда не надо забы­ вать. Прежде всего, чтобы никогда брат не давал сестре кушать мясо медведя, им убитого. Никогда не надо мясо медведя бросать где попало, чтобы ни одна капля супа, сала не упала на землю, чтобы женщина не могла на него слу­ чайно наступить". Медведь завещал закон, по которому нельзя жениться на женщине отцовского рода матери. Можно жениться на двоюродной сестре, но по женской линии, если она откололась и ушла в другой род, в особенности в род матери. Чтобы молодая женщина не спала на медвежьей шкуре, а старой женщине, которой более 50 лет, можно спать, но только на выделанной шку­ ре, а не на сырой. Молодой девушке нельзя перешагнуть через медвежью шкуру, ей воспрещается перешагивать и наступать на оружие охотника:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2