Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

жах пошел в лес, нашел крутой овраг, раскатал дорогу и на самой лыжнице насторожил стрелу. Вернувшись домой, он сказал сестре: “Я убил сохатого, ступай по моему следу, спустись в овраг и принеси мясо“ ...Сестра одела лы­ жи, пошла, скатилась в овраг и убила сама себя стрелою. Тогда Егда взял сына и дочь и понес их в лес. Скоро в лесу он нашел дорогу, по которой всегда ходил медведь, и бросил здесь девочку. Дальше он нашел дорогу, где ходила тигрица, и бросил там мальчика, а сам пошел к реке и бросился в воду. Де­ вочку подобрал медведь и стал с ней жить как с женою, а мальчика подобрала тигрица и стала жить с ним как с мужем. От первого брака произошли все удэхейцы. Второй брак был бездетным. Вот почему удэхейцы считают мед­ ведя своим родоначальником, вот почему оба эти животные и стали тотем­ ными. Сказание говорит дальше, что мальчик вырос и стал заниматься охо­ тою. Однажды на охоте он увидел медведя и смертельно ранил его стрелою. Умирая, медведь сказал ему, что он был мужем его сестры, и сделал следу­ ющее завещание: чтобы на будущее время никогда не давать сестре есть мясо медведя, убитого братом, чтобы женщина никогда не спала на шкуре его и берегла его ost penis4, передавая потомству по женской линии. Все это до сего времени строго соблюдается удэхейцами. 77(3). СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ УДЭ(Һ)Е ( продолжение ) Егда пошел по следам сестры и нашел на дороге яму, насторожил копье1 против уклона и сказал: “Копье мое! Если моя сестра меня действительно об­ манула, пусть она на лыжах наткнется на копье, а если она не моя сестра, пусть благополучно спустится под откос“. Потом он ушел домой. Жена не вернулась. Тогда Егда понял, что сестра его обманула. На другой день чуть свет он отправился по ея следу и увидел, что она натолкнулась на копье прямо сердцем. Тогда он пошел назад и по дороге сделал два деревянных крючка. Придя домой, он проколол ножом сухожилия своих детей и одел их на крючки и потащил по земле в тайгу2. Как раз в этом месте, где была постоянная мед­ вежья тропа, сломался крючок3, которым он тащил девку. Егда дальше по­ тащил мальчика до тех пор, пока не сломался крючок 'О' ’ 'V ' 4- Он бросил его и пошел дальше. Ночью медведь нашел девочку и забрал ее и стал кор­ мить. Когда она выросла большая, медведь пошел искать ей мужа. Он нашел деревню, где жили Нэнгуй5 (см. далее). Узнав, с кем он имеет дело, медведь тихонько вернулся назад и ушел совсем. Один Нэнгуй, выйдя из юрты около дров, увидел свежий медвежий след и сообщил об этом другим Нэнгуй. Все семь Нэнгуй бросились в погоню за медведем. Медведь, придя домой, лег спать. Нэнгуй по следу добежали до юрты медведя. Вошли в нее и видят одну только красивую девку. Медведь же спал в яме, которую сам выкопал в углу жилища. Тогда Нэнгуй 6 человек (?) решили ночевать в этой юрте, чтобы познакомиться с девкой и взять ее с собой. Медведь проснулся и притворился спящим. Когда все Нэнгуй уснули, медведь вскочил с ревом. Нэнгуй испуга

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2