Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ла и удачливость Егды, героическое сватовство, бои и т.п. Даже при беглом прочтении видно, что текст 103(29) и первая часть текста 104 (30) во многом сходны: Егда помогает птицам (причем выступает как демиург — учит птиц делать гнезда), рыбам, зверям, а те, в свою очередь, помогают ему; он встре­ чает многохвостую лисицу и отстреливает у нее 10 хвостов, уходит в Верхний мир и приносит будущему тестю и его жене свет месяца (или солнца), от ко­ торого те сгорают. Вторая часть текста 104(30) и первая часть текста 105(31) тоже идентичны: герой идет искать место, где сходятся небо и земля (а проще говоря — идет в Нижний мир); обгоняет на лыжах птиц, убивает чудовищ и, наконец, женится. Назвать все три сюжета вариантами нельзя, так как каждый из них осложнен несколькими этиологическими вставками, а тексты 103(29) и 105(31) содержат контаминирующиеся сюжеты. Такая пестрота и относительная свобода конструирования сюжета свидетельствуют о том, что процесс создания удэгейской героической сказки начался сравнительно не­ давно. Несколько необычен цикл сказок о красных волках (тексты 108(34) — 110(36)). Арсеньев называет их нэнгуй, хотя по-удэгейски красный волк цзагу (ороч, заггу). В одном из словарей он писал: “...маленькие красные волки, нападающие на людей, — согзо ню/Ггу. О них вечером говорить нельзя. Обыкновенный красный волк — хулялиги цзагу“ [СКТ, с. 28 ]. Теперь уже трудно решить, существовал ли действительно такой вид волка — согзо нюн- гу ( согзо — желтый, рыжий). В этиологической концовке сказки 108(34) го­ ворится, что головы нэнгуй превратились в ни загуни (т.е. волков в образе людей, букв, “человечьих волков"). Вероятнее всего, что красные волки из нимагаңку никакой связи с реальными животными не имеют (см., например, [143]). В тексте 110(36) не говорится о нэнгуй, но его тем не менее следует счи­ тать вариантом текста 109(35), правда, с другой концовкой. Текст 110(36) «Шаманское число “7“» должен был бы войти в раздел шаманских мифов. Мы помещаем его в разделе сказок исключительно с той целью, чтобы не от­ рывать друг от друга близкие сюжеты. Заключительная часть мифа, в котором говорится о семи сестрах, носит космогонический характер: объясняется по­ явление созвездия Плеяды, которое у удэгейцев называется Нада азига (Семь девушек)*. В.А. Аврорин и Е.П. Лебедева орочское произведение “Семеро волков“ отнесли к разряду шаманских мифов [4, № 56 ]. Но мифом является только первая часть нарратива (она сходна с нашим текстом, 109(35)), а вторая часть — сказочная (вариант нашего текста 108(34)), о чем говорят и сами составители в комментарии [4, с. 226 ]. В орочском варианте этого сюжета со­ вершенно отсутствуют этиологические и космогонические мотивы. *Аналогичное название носит это созвездие и у других народностей тунгусо-маньчжурской группы: Нада хатала у орочей, Надан ахакан у негидальцев. Интересно, что у чукчей оно в пе­ реводе на русский называется “группа женщин", а у коряков — “группа девушек" [24, с. 24, 29].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2