Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
человек из рода Аэнка встретил трех приспешников хозяина водной стихии тэму, говорил с ними, получил от них в подарок посох и предсказание своей шаманской будущности. Почему тэму нини спросили у человека, какого он рода, и заявили, что они предстают только перед теми людьми, перед кото рыми хотят? Думаю, что не напрасно именно на этом акцентируется внима ние слушателей: посвященный понимает, что у рода Аэнка существует не обыкновенная связь с тэму, что он намеренно выслал своих людей на встречу с человеком из этого рода, причем с кузнецом. Связь эта, естественно, тоте- мического свойства. В этом тэлуңу отчетливо просматривается, как древние дошаманские представления вовлекаются в сферу шаманизма и служат ему. Бывший тотем становится одним из сильнейших духов — помощников ша манов рода Аэнка. Залогом непременной помощи, символом и подкреплением шаманской силы избранника тэму, их связующим элементом должен слу жить подарок (шаманский посох). Для подтверждения этих выводов обратимся к тексту 92(18) “Красный цвет волосФ актически он состоит из двух сюжетов: лапидарного изложения мифа о брачной связи удэгейской женщины с тэму и варианта шаманского мифа “Тэму“ (текст 91(17)). В отличие от “Тэму“ во второй части текста 92(18) повествуется о том, что один из Аэнка и люди тэму заключили договор об обмене невестами. Сестра Аэнка утопилась, т.е. ее взял к себе тэму, а к самому Аэнка из моря явилась девушка, которая впоследствии родила ему девочку с красными волосами — признак принадлежности к роду тэму (сю жет о девушке с рыжими волосами опубликован: [18, т. 3, с. 21—22]). Отец девочки стал очень сильным шаманом. Это произведение позволяет нам яснее увидеть причины внимания тэму к роду Аэнка: они связаны кровно, и он го тов поделиться с Аэнка своей волшебной силой. В.А. Аврорин и Е.П. Лебедева отмечают, что один из орочских шаманов среди своих духов-помощников числил и хозяина водной стихии [3, с. 51 ]. Подчас при поверхностном прочтении фольклорных произведений народ ностей тунгусо-маньчжурской группы возникает впечатление их обрывочно сти, незавершенности. Особенно это касается жанра древних тэлуңу, содер жащих обширный подтекст. Этот подтекст, эта мировоззренческая направ ленность тэлуңу известна носителям фольклора, но часто остается загадочной для непосвященных. Прочие шаманские мифы, представленные в дневниках В.К. Арсеньева, довольно разнородны. Рассказывается в них о волшебных помощниках ша манов — сэвэнах (текст 94(20), 95(21)), о шаманских превращениях, о про рицаниях и борьбе между шаманами; кое-что можно узнать и о сложном пути становления шамана. Ряд произведений включен нами в раздел шаманских мифов условно (тексты 97(23), 99(25), 100(26)). В фольклоре тунгусо-маньчжурских народностей шаманскими способно стями обладают не только действующие лица соответствующих мифов, но не редко и персонажи сказок, особенно сказок героического характера. Е.П. Ле бедева подчеркивает, что в нанайском фольклоре пуди и мэргэны обычно владеют даром шаманского видения (см.: [1, с. 14]). Кроме того, они имеют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2