Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
его дневнике находим интереснейшие сведения: “ Тэму — обитает в море. Он может сбрасывать свою одежду и уходить в сопки. Эта одежда может иметь странный вид, например лодки“ [Арсеньев ПД — 1914, 1917, 1926, 1927, № 2, с. 1190]. В книге “Лесные люди удэхейцы“ Владимир Клавдиевич причисляет “касатку Тэму“ к тотемным животным и объясняет, почему удэгейцы при носят ей жертвы: “Перед ней все трепещут, от нее нет спасения, и ластоногие (сивучи и нерпы) бегут и натыкаются на охотника. Вот почему удэхейцы, как только завидят касатку, молятся ей...“ [17, с. 37]. Это толкование, од нако, не убеждает нас, что Тэму является тотемным животным. Слово тэму многозначное. Судя по близкородственному удэгейскому орочскому языку, оно может обозначать и водную стихию, и хозяина этой стихии. Кроме того, сочетания тэму с другими корнями обозначают касатку или злого антропоморфного духа ( тэму амбани), морских зверей ( тэму ку- мэни) и другие понятия [3, с. 236 ]. Сам тэму все время занят рыбным про мыслом, а его жена ( тэму мамачани ) распоряжается всеми богатствами моря. Тэму мамачани обычно в мифах орочей изображается как женщина, но иногда ее представляют в виде нерпы [3, с. 40]. В.П. Маргаритов называл тэму “владетелем моря" [70, с. 25]. Очень красочно описывает тэму Л.Я. Штернберг. По его наблюдениям, орочи и амурские нани (т.е. нанайцы и ульчи) касатку называют tymu и при носят ей жертвы. Штернберг спорит с Маргаритовым, утверждая, что тэму вовсе не хозяин моря, а “матрос“ , хозяин же — существо антропоморфное, это старик Тайро [169, с. 429—430]. Все эти факты говорят о том, что культ тэму был весьма непрост. По нашим сведениям, в удэгейском языке, как и в орочском, тэму означает и водную стихию, и ее хозяина. Иногда хозяин воды называется тэму эдзэни. Во всех местах, где топко, где есть мари, обитает тэму эдзэни. Когда в се лении кто-то утонет (т.е. тэму забирает его к себе), хозяина воды стараются задобрить: делают маленькие плотики, на которые ставят светильники (плош ки с жиром и фитильком). Если такой плотик прибивает к берегу, это озна чает, что тэму принял жертву и больше никто не будет тонуть (А.Д. Суонка). Окружение тэму ( тэму нини), по-видимому, составляют утопленники, превратившиеся в касаток, но могущие вновь принимать человеческий об лик*. Культ тэму связан с тотемистическими (т.е. дошаманскими) воззрени ями удэгейцев, — в этом Арсеньев был безусловно прав. Но доказательства, которые он приводит в подтверждение этого, недостаточны. Текст 91(17), записанный Владимиром Клавдиевичем, видимо, в 1927 г., дает нам немало сведений сразу по нескольким вопросам. Сюжет мифа таков: ""Интересно, что в одном из своих дневников В.К. Арсеньев, описывая шаманский посох, отмечает, что к нему прикреплялись “перья и крылья гагары и баклана Тэму га(һ)ани", т.е. птиц т эму [Арсеньев ПД — 1907, № 2, с. 93]. Птицы, находившие себе пропитание в море, тоже считались подвластными хозяину вод. Ж аль, что невозможно установить, шаману какого рода принадлежал описываемый Арсеньевым посох.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2