Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

Другой вид наиболее древних мифов — космогонические. У всех тунгу­ со-маньчжурских народностей это, как правило, короткие, незатейливо сло­ женные сюжеты. В материалах Арсеньева есть пять удэгейских космогони­ ческих мифов. Тексты 83(9) и 84(10) — варианты очень древнего общетунгусоманьч­ журского сюжета о происхождении Млечного Пути. Этот Млечный Путь — след лыж охотника-богатыря. Миф 84(10) так и называется “Мангэ тулун- хони“ (ороч. Маци тулумухани “лыжный след Маңи“*). Эвенкийский миф, например, повествует о погоне фольклорного героя Маци за лосихой и ло­ сенком. Результатом этой погони стало не только возникновение Млечного Пути, но и появление лосей на земле, китов в море и созвездия Кассиопея на небосклоне. Этот миф тоже называется “ Маци удян“, т.е. “след Мации. Сюжет о Маци входит в удэгейскую сказку “Край земли и неба“ и при­ ближается по характеру к космогоническим мифам: Маци помог своему отцу создать в “холодной стране1 морских рыб и животных. Миф “Тагу-Мама и Чиниһе“ (85(11)) рассказывает об устроителях зем­ ной жизни — небесных супругах Тагу и Чиниһе (о Тагу мама и Синихэ ма­ фа см. также: [52, с. 22]). Чиниһе — властелин природы, создатель всего су­ щего. По своим функциям он смыкается с более поздним (по-видимому, за­ имствованным у маньчжур) божеством андули (ороч., нан. эндури ). Хорские удэгейцы поясняли понятие андули словами “высший хозяин11. В словосоче­ таниях андули нередко заменяет исконное тунгусо-маньчжурское эуэн “хо­ зяин, властелин11. Но в мифологии, как видим, Чиниһе остается на уровне божества-создателя. Упоминание о чете Тагу и Чиниһе есть в сказке 104(30) “Два мира — небесный и подземный". От супружества Тагу мама и Чиниһе, говорится в посвященном им ми­ фе, появляются на свет детские души, которые затем старуха Тагу посылает людям, — так рождаются дети. Тагу строго следит, как обращаются окружа­ ющие с ребенком; при плохом обхождении она забирает душу обратно: мла­ денец заболевает и умирает. В случае болезни ребенка шаман отправлялся к Тагу мама и старался возвратить “конфискованную" душу. “ Тагу мама дает жизнь каждому ребенку. Она посылает ребенка родителям. Если роди­ тели будут худо обращаться с ребенком, она может его назад взять. Душа взрослого называется ханя, а душа ребенка — оме. Если ребенка бить, пугать, ронять, его оме может уйти обратно к Тагу мама“ [Арсеньев ПД — 1917— 1925, № 1, с. 793]. По сообщению писательницы В.Т. Кялундзюги, у хорской группы удэ владычица детских душ называется Сагды мама (Великая ста­ руха; см. раздел “Фольклор удэ“). Представление о старухе — распорядительнице детских душ исключи­ тельно интересно. Нам не удалось найти соответствий образу Тагу (Сагды) мама в фольклоре и этнографии других тунгусо-маньчжурских народностей. Этот древний культ несомненно восходит к культу матери-прародительницы. От Тагу мама зависит счастье материнства, здоровье детей. По тексту 85(11) *Маци — имя мифического героя у орочей, эвенков, негидальцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2