Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
(см. текст 101(27)). “Обвал больших ворот (у мыса Арка. — М.С.) произошел сразу, неожиданно, погубив около 20 человек орочей, стоявших в воротах на семи лодках" (текст 121 ( 47 )). 56. Ибэнэвэ ниңка игбэни (Китайцы прогнали японцев). Записан в 60—80-е гг. на тер ритории Джонговского сельсовета (район им. Лазо Хабаровского края) хорской удэгейкой В.Т. Кялундзюгой. Сказитель Кялундзюга Никита Нямбуевич. Подробнее о нем см. коммент. к тексту 28. Форма записи и подготовка текста к печати такие ж е, как и текста 1. Весьма любопытное предание о том, что в прошлом японцы жили на материке и по культуре напоминали удэгейцев. Возможно, в предании отразились какие-то реальные исторические ф ак ты. Ср. [15, с. 16]: «Самыми последними переселенцами на Японские острова были какие-то тунгусы. Они прошли через Корею и Цусимский пролив, покорили “земляных пауков" и, как победители, образовали правящий класс самураев». На Японские острова попадали время от вре мени также отдельные удэгейцы во время морской охоты. В “Сказании о реке Ботчи“ (текст 188(44) в записи В.К. Арсеньева) повествуется об одном из таких случаев. Однажды весной “оро чи" (удэгейцы?) пошли по льду в море добывать нерп. Вдруг разыгралась буря, и “их унесло в Японию на о-в Иоссо (Хоккайдо. — М .С .). Там они живут и по сие время'1. ПРИМЕЧАНИЕ * Кавациси- “строить балаганы" — глагол, образованный от существительного кава “бала ган", см. СЭТ. 57. Удиэ багдиани тэни (Корни происхождения удэгейцев). Записан в 60—80-е гг. на тер ритории Джонговского сельсовета (район им. Лазо Хабаровского края) хорской удэгейкой В.Т. Кялундзюгой. Сказитель Кялундзюга Никита Нямбуевич. Подробнее о нем см. коммент. к тексту 28. Ф орма записи и подготовка текста к печати такие ж е, как и текста 1. Сказитель рассказал это предание В.Т. Кялундзюге в подтверждение своего мнения о том, что удэгейцы пришли в древние времена в Уссурийский край из Бурятии — оттуда, где сейчас находится город Улан-Удэ. Правда, в предании ни о чем подобном не говорится, напротив, в абзаце 5 утверждается, что удэгейцы пришли с берега моря (что согласуется с другими источниками, см. примеч. 1 к тексту 55). Быть может, мнение сказителя основано просто на его этимологической фантазии (сближение по принципу народной этимологии совершенно разных слов: удиэ “удэгейцы" и Уда, из бур. Үдэ — приток Селенги), но, вероятно, это мнение отражает какие-то древние воспоминания удэгейцев о своей первоначальной родине, где они жили еще до того, как появились на побережье Японского моря. В этой связи интересна гипотеза В.К. Арсеньева о том, что целый ряд тунгусо-маньчжурских народов (самагирцы, негидальцы, ольчи, ороки и орочи Императорской Гавани) прибыли в Приморье с северо-запада, из Якутской области, во время переселения туда якутов из Забайкалья [15, с. 14]. В предании, записанном В.Т. Кялундзюгой, говорится о разделении хорских удэгейцев во время их военных столкновений с китайцами на две группы: первая с боями вошла в Китай и там осела, вторая (те, кто не захотел больше воевать с китайцами) разбрелась по окрестной тайге. Вероятно, предание отражает какое-то историческое событие, неизвестное нам по иным источникам. О военных столкновениях удэгейцев с китайцами (или маньчжурами) повествуют и другие удэгейские предания; ср. “Сказание о борьбе удэһе с маньчжурами на р. Кэме" в записи В.К. Арсеньева (текст 124(50)). Известны также случаи переселения аборигенов Уссурийского края в глубь Маньчжурии по приказу китайских властей, например переселение дючеров с Ус сури и среднего Амура для того, чтобы обезлюдить Амур и лишить казаков продовольствия [15, с. 13].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2