Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
Сказитель Кялундзюга Иргу Гайкалевич. Подробнее о нем см. коммент. к тексту 10. Форма записи и подготовка текста к печати такие же, как и текста 1. Варианты удэгейские: 1) “Храбрый егдигэ" (удэгейский текст и русский перевод; записан на Бикине) [42, с. 9—14]; 2) “Край земли и неба“ (текст 105(31) в записи В.К. Арсеньева); 3) “Храбрый Нядыга“ (только на русском языке; записан в 50-е гг. на Бикине писателем Б. Мо- жаевым; уд. н>адиға “самый младший, последний в семье ребенок" [СУдЯ]) [74, с. 21—29]; 4) “Сэлэмэгэ" (магнитозапись; сделана в 1985 г. на Хоре фольклорной экспедицией ИИФФ СО АН СССР, см. текст 14а). Во всех вариантах ниманку убивший злое существо и нечаянно поранивший себя егдыга, вытаскивая стрелу, воспринимает от этого существа злой дух и начинает убивать девушек, ко торые попадаются ему на пути. Само злое существо в разных вариантах ниманку выступает в разных обличьях. В варианте, записанном В.Т. Кялундзюгой, это Куйи , мифическая железная птица, в варианте ( 1 ) — железная змея (вероятно, перевод сделан по разъяснению информантов, поскольку в удэгейском тексте просто амба “злой дух“ [42, с. 11 ], в варианте (2) — “Када буи“ (букв, “каменный зверь"), чудовище, обитающее на краю земли, в варианте (3) — “змея Симму “ (= Сиңму. — М .С., см. СЭТ: “Сингму"). Во всех вариантах ниманку ни одно животное не соглашается помочь раненому егдыге и только ворон летит за снадобьями к его родителям. Это можно объяснить тем, что ворон занимает особое место в удэгейско-орочском пантеоне. Согласно одному из космогонических мифов оро чей, ворон и орел являются мифическими первопредками всех живущих на земле людей: “Когда наша земля начинала застывать, Хадау создал, как рассказывают, одну семью орлов и одну семью воронов" [4, с. 194]. ПРИМЕЧАНИЯ 1Хоц-ео-го! — восклицание без определенной семантики /К яВ /. 2“Побежал он на лыжах ... так, что снег клубами летит" — постоянный фольклорный образ. Встречается в нескольких ниманку, см. /2 6 .1 2 /, /3 3 .1 5 /, а также текст 105(31) в записи В.К. Ар сеньева: “Он пошел так быстро, как пуля, только пыль снежная закрутилась сзади". Сходный образ известен Дж. Кимонко: “Кто это мчится по реке на нартах, оставляя позади снежный вихрь?" [49, с. 320]. 3 В.Т. Кялундзюга объясняет гибель рябчиков тем, что те просто задыхаются от снежного урагана, который возникает за мчащимся на лыжах егдыгой. Однако этот фольклорный эпизод имеет более глубокую семантику. Из текстов 104(30) и 105(31), записанных в начале века В.К. Арсеньевым, явствует, что рябчики погибают от того, что егдыга, мчась на лыжах, заставляет рябчика лететь впереди себя и, обогнав его, тотчас убивает из лука. Егдыга это делает для того, чтобы узнать, насколько быстро он бежит на лыжах (см. текст 105(31)), т.е. полет рябчика явля ется как бы эталоном скорости. Возможно, состязание егдыги с рябчиком имеет еще более глу бокие мотивы. Ниже в нашем ниманку говорится, что рябчик приходится старшим братом эмЗндэ (см. СЭТ), отрицательной героини фольклора, и по этой причине он, быть может, сам является злым существом, особенно черный рябчик “айм а“ , о котором упоминается в текстах В.К. Арсень ева. 4 “Амулет“ (уд. миаваңки [СУдЯ]; “мяонки" у Арсеньева). “Мяонки" — “нечто вроде се- вохи ( = уд. сэвэхи "вместилище д у х а -п о м о щ н и к а “ . — М .С.), но малого размера". По указанию шамана они делаются для защиты от разных болезней, но “не ставятся в юрте, а пришиваются к одежде с внутренней стороны" [17, с. 41—42]. В отличие от талисмана (см. примеч. 1 к тексту 50) их, привязав на веревочку, постоянно носят на себе, например на груди /К я В /. “Мяонки ( ... ) представляют из себя изображения людей, зверей, птиц, змей, рыб, насекомых, а чаще всего это какие-нибудь отвлеченные предметы: пуля с кусочком красной тряпочки, три шпильки, нашитые на лоскуток кожи, пружина от ружейного замка, зашитая в беличий мех, и т.д.“ [Там ж е ]. Это может быть такж е “кость, завернутая в бересту" или “с е р д ц е (здесь и ниже разрядка моя. — М .С.) рыбы в древесных стружках" [15, с. 29]. В.Т. Кялундзюга видела миаваңки в виде пули с обращенным вниз кончиком, который носили на веревочке на груди. “Мяонки" в виде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2