Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

рик Канда с женой и сыном или с женой и дочерью. Патриархальную семью как бы символизирует нрав старика Канда, диапазон его характеристик ко­ леблется от нейтральной до резко отрицательной. В тексте “Егдыга и Чихя“ (32) Канда рисуется как хозяин кабанов, он ездит на упряжке кабанов-се­ качей, его жена — хозяйка упряжки диких свиней, а дочь эмэндэ — упряжки кабанят. Канда изображен как опасный убийца и людоед. В сказке “Мэехи“ (текст 33) Канда жестоко обращается со своей второй женой: не дает ей есть, выкалывает глаза. В тексте “Бэле“ (26) старик Канда и его жена пытаются убить свою беременную дочь. В ниманку “Один Гаи“ (текст 22) старик Канда выгоняет свою младшую дочь из дома из-за того, что она стала женой вороны-самца. В сказке “Сучка“ (текст 27) Канда не выпускает свою дочь Аяулу на свет — чтобы ее лицо не стало от солнца чер­ ным, очевидно желая взять за свою белолицую дочь большой калым. В сказ­ ках “Семь братьев егдыга“ (текст 31), “Уж“ (текст 24) старик Канда, с точки зрения носителей фольклора, нейтрален по моральным качествам; на наш взгляд, однако, превалирует образ жестокого и властного патриарха. Патри­ архальная семья в фольклоре удэ рисуется как бы в двух ракурсах: идеальном и реальном. В первом — брак по любви двух идеальных мужчины и женщины, во втором — реальная характеристика семьи при неограниченной и часто же­ стокой власти главы семьи. Последний раздел тома составляют ниманку социального звучания. Без всякой натяжки их можно отнести к числу бытовых сказок. Сказка про бед­ няка и богача (текст 35), хотя выросла явно из популярного среди всех тун- гусо-маньчжуров сюжета об избивающем зайцев старике с этиологической концовкой о черных кончиках заячьих ушей, по своему морально-этическому содержанию типично бытовая. Все симпатии в сказке на стороне бедняка: он весел, добр, простодушен. Ему противопоставлен образ жадного завистливого старика-богача. В сказке осуждаются жадность и стремление убивать зверей больше, чем нужно для пропитания. Этот мотив известен и в мифах. Хозяева лесов и промысловых зверей наказывают людей за нерадивое использование лесных богатств. Ниманку “Палам Паду“ (текст 36), несмотря на фантастические собы­ тия, описанные в ее начале и конце, тоже может быть причислена к сказкам бытового содержания. Главные мысли этой сказки очень актуальны для пат­ риархальной семьи. Удэгейская патриархальная семья, будучи основной эко­ номической единицей общества, могла нормально функционировать только при наличии полного согласия между ее членами, прежде всего между мужем и женой. Поэтому особенно важным было воспитание у женщины, которую, как правило, отдавали в семью мужа без ее согласия, чувства терпения и дол­ га. Эта мысль доминирует не только в тех ниманку, которые мы можем от­ нести к бытовой сказке, но и в ниманку мифологического содержания. Ми­ фическая б эле, как и обычная женщина, терпит унижение и бедность. Ее тер­ пение вознаграждается — никчемный и презираемый муж превращается в прекрасного богатого егдыгу (см. тексты 22, 24).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2