Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
рик Канда с женой и сыном или с женой и дочерью. Патриархальную семью как бы символизирует нрав старика Канда, диапазон его характеристик ко леблется от нейтральной до резко отрицательной. В тексте “Егдыга и Чихя“ (32) Канда рисуется как хозяин кабанов, он ездит на упряжке кабанов-се качей, его жена — хозяйка упряжки диких свиней, а дочь эмэндэ — упряжки кабанят. Канда изображен как опасный убийца и людоед. В сказке “Мэехи“ (текст 33) Канда жестоко обращается со своей второй женой: не дает ей есть, выкалывает глаза. В тексте “Бэле“ (26) старик Канда и его жена пытаются убить свою беременную дочь. В ниманку “Один Гаи“ (текст 22) старик Канда выгоняет свою младшую дочь из дома из-за того, что она стала женой вороны-самца. В сказке “Сучка“ (текст 27) Канда не выпускает свою дочь Аяулу на свет — чтобы ее лицо не стало от солнца чер ным, очевидно желая взять за свою белолицую дочь большой калым. В сказ ках “Семь братьев егдыга“ (текст 31), “Уж“ (текст 24) старик Канда, с точки зрения носителей фольклора, нейтрален по моральным качествам; на наш взгляд, однако, превалирует образ жестокого и властного патриарха. Патри архальная семья в фольклоре удэ рисуется как бы в двух ракурсах: идеальном и реальном. В первом — брак по любви двух идеальных мужчины и женщины, во втором — реальная характеристика семьи при неограниченной и часто же стокой власти главы семьи. Последний раздел тома составляют ниманку социального звучания. Без всякой натяжки их можно отнести к числу бытовых сказок. Сказка про бед няка и богача (текст 35), хотя выросла явно из популярного среди всех тун- гусо-маньчжуров сюжета об избивающем зайцев старике с этиологической концовкой о черных кончиках заячьих ушей, по своему морально-этическому содержанию типично бытовая. Все симпатии в сказке на стороне бедняка: он весел, добр, простодушен. Ему противопоставлен образ жадного завистливого старика-богача. В сказке осуждаются жадность и стремление убивать зверей больше, чем нужно для пропитания. Этот мотив известен и в мифах. Хозяева лесов и промысловых зверей наказывают людей за нерадивое использование лесных богатств. Ниманку “Палам Паду“ (текст 36), несмотря на фантастические собы тия, описанные в ее начале и конце, тоже может быть причислена к сказкам бытового содержания. Главные мысли этой сказки очень актуальны для пат риархальной семьи. Удэгейская патриархальная семья, будучи основной эко номической единицей общества, могла нормально функционировать только при наличии полного согласия между ее членами, прежде всего между мужем и женой. Поэтому особенно важным было воспитание у женщины, которую, как правило, отдавали в семью мужа без ее согласия, чувства терпения и дол га. Эта мысль доминирует не только в тех ниманку, которые мы можем от нести к бытовой сказке, но и в ниманку мифологического содержания. Ми фическая б эле, как и обычная женщина, терпит унижение и бедность. Ее тер пение вознаграждается — никчемный и презираемый муж превращается в прекрасного богатого егдыгу (см. тексты 22, 24).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2