Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
1 Раньше жили своим родом, самый старый дедушка был старейши ной2. Он защищал закон своего рода перед людьми других родов. Своего старика все должны слушать, что бы он ни говорил. Спорный вопрос 3 об суждали старики всех родов, выясняя, на стороне какого рода закон. 2 Однажды разбирали дело об убийстве человека. Род Кимонко убил человека [из рода] Кялундзюга. Присудили, что род Кимонко пошлет кого-нибудь роду Кялундзюга, чтобы те его убили. Род Кимонко, дети и жена собирают [этого человека ] в дорогу: надевают нарядную одежду (когда его убьют, никто ведь о нем не позаботится). С ним отправляется близкий родственник4, чтобы похоронить 5 его, когда он умрет. Такой был закон: чей род убил, из того рода за это убивали человека6. 3 Старейшины судили и медведя. Во время охоты на медведя он изо драл человека. Самым последним старейшиной в роде Кимонко был Чин- гесэ7. Когда наступила весна, род Кимонко и род Кялундзюга стали су дить медведя. Разожгли под елью костер, пришли все мужчины, пришли мужчины и из рода Кялундзюга. Медведь убил старшего брата Чингесэ. Его искали и нашли, он был уже мертв. Мужчины пошли по следам убить медведя. Нашли медведя и убили. Отрезав голову, раскрыли ему до от каза пасть и повернули ее в сторону восходящего солнца. Делал это сын умершего человека. Мясо и сало все-все разрезали и назло [медведю] выбросили на съедение собакам8. Рядом с этой головой положили копье и две стрелы с птичьими перьями от крыла. 4 Шаман надел свою одежду и стал шаманить. Со своим духом-помощ- ником он отправился туда, где находится душа медведя. Чингесэ, ста рейшина [рода ] Кимонко, будет вести судебное разбирательство с душой медведя, а шаман — переводить9. Жгут багульник, шаман вызывает сво их духов-помощников. Как только приходит дух, [шаман ] выдыхает из себя: “Сок-сок-сок! “10 Начинает бить в бубен вокруг костра и телом — то вниз, то вверх (как будто идет по тайге) — отправляется к самому главному духу медведей; он находится на вершине скалы. Шаман сооб щает людям, что вот он подходит к берлоге самого главного медведя. Чингесэ вышел вперед, потом стал на колени и начал говорить: — Охотиться на медведя есть закон, а убивать охотника нельзя — такой уж закон. Почему ты нарушил этот закон ?!11 Шаман перевел это духу медведя и повторяет то, что сказал дух мед ведя: — Твой старший брат как-то раз плохо про нас высказался, поэтому так и случилось. Прослушав это, Чингесэ сказал: — Что мы сейчас поделаем?! Надо договориться, как нам дальше жить. Будем соблюдать закон, чтобы медведь охотника не убивал, чтобы не бросался на него.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2