Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

1 Раньше жили своим родом, самый старый дедушка был старейши­ ной2. Он защищал закон своего рода перед людьми других родов. Своего старика все должны слушать, что бы он ни говорил. Спорный вопрос 3 об­ суждали старики всех родов, выясняя, на стороне какого рода закон. 2 Однажды разбирали дело об убийстве человека. Род Кимонко убил человека [из рода] Кялундзюга. Присудили, что род Кимонко пошлет кого-нибудь роду Кялундзюга, чтобы те его убили. Род Кимонко, дети и жена собирают [этого человека ] в дорогу: надевают нарядную одежду (когда его убьют, никто ведь о нем не позаботится). С ним отправляется близкий родственник4, чтобы похоронить 5 его, когда он умрет. Такой был закон: чей род убил, из того рода за это убивали человека6. 3 Старейшины судили и медведя. Во время охоты на медведя он изо­ драл человека. Самым последним старейшиной в роде Кимонко был Чин- гесэ7. Когда наступила весна, род Кимонко и род Кялундзюга стали су­ дить медведя. Разожгли под елью костер, пришли все мужчины, пришли мужчины и из рода Кялундзюга. Медведь убил старшего брата Чингесэ. Его искали и нашли, он был уже мертв. Мужчины пошли по следам убить медведя. Нашли медведя и убили. Отрезав голову, раскрыли ему до от­ каза пасть и повернули ее в сторону восходящего солнца. Делал это сын умершего человека. Мясо и сало все-все разрезали и назло [медведю] выбросили на съедение собакам8. Рядом с этой головой положили копье и две стрелы с птичьими перьями от крыла. 4 Шаман надел свою одежду и стал шаманить. Со своим духом-помощ- ником он отправился туда, где находится душа медведя. Чингесэ, ста­ рейшина [рода ] Кимонко, будет вести судебное разбирательство с душой медведя, а шаман — переводить9. Жгут багульник, шаман вызывает сво­ их духов-помощников. Как только приходит дух, [шаман ] выдыхает из себя: “Сок-сок-сок! “10 Начинает бить в бубен вокруг костра и телом — то вниз, то вверх (как будто идет по тайге) — отправляется к самому главному духу медведей; он находится на вершине скалы. Шаман сооб­ щает людям, что вот он подходит к берлоге самого главного медведя. Чингесэ вышел вперед, потом стал на колени и начал говорить: — Охотиться на медведя есть закон, а убивать охотника нельзя — такой уж закон. Почему ты нарушил этот закон ?!11 Шаман перевел это духу медведя и повторяет то, что сказал дух мед­ ведя: — Твой старший брат как-то раз плохо про нас высказался, поэтому так и случилось. Прослушав это, Чингесэ сказал: — Что мы сейчас поделаем?! Надо договориться, как нам дальше жить. Будем соблюдать закон, чтобы медведь охотника не убивал, чтобы не бросался на него.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2