Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
Этиологические сказки известны всем тунгусо-маньчжурским народам, особенно много их опубликовано на эвенкийском языке. Этиологические сказки можно легко разделить на собственно этиологические и сказки с эти ологическими концовками. К первым относятся произведения, сюжет кото рых специально нацелен на этиологическую развязку, ко вторым — сказки, первоначально не имевшие этиологического назначения, этиологическая кон цовка была присоединена в целях их смысловой трансформации. Вторую группу легко узнать по тому, что не все варианты этих сюжетов имеют эти ологическую концовку. Сравнение эвенкийской и удэгейской этиологических сказок позволяет выявить особенности последней. Героями эвенкийских этиологических сказок обычно бывают животные (часто медведь, которому приписывается божест венная способность изменять природу вещей) и лишь в некоторых случаях — некие мифические старуха и старик. Старуха шьет красную шапочку дятлу, а старик выковывает ему крепкий клюв. Старик и старуха бьют зайцев щип цами для очага, отчего у одного из них появляются черные пятна на кончиках ушей. Последний сюжет очень популярен и известен в фольклоре всех тун гусо-маньчжуров. В удэгейских ниманку этиологические сюжеты почти всегда связаны с трудовой деятельностью мифических бэле и егдыги — главных персонажей удэгейского фольклора. В ниманку “Синица" (текст 3) егдыга все время ко вал крепкие клювы и цепкие когти птицам, а они помогали ему раздувать меха. Только ленивая синичка отказалась ему помогать, за что егдыга ударил ее головешкой. С этих пор и появилось у синицы на голове черное пятно. В тексте 24 бэле пришивает изюбру хвост, вышивает воротник утке. Между ре альными действиями удэгейской женщины, украшавшей ритуальную и обыч ную одежду, и этиологическими рассказами есть очевидная связь. Точно так же мифический кузнец егдыга , кующий птицам клювы и когти, не отличается от реального кузнеца, изготовлявшего из куска железа различные вещи. Их труд кажется волшебным, способным изменять к лучшему форму вещей. Пе реориентация удэгейских этиологических сюжетов на изображение трудовой деятельности бэле и егдыги привела к тому, что со временем они утратили самостоятельность и стали частью тех ниманку, в которых описываются ге роические действия бэле и егдыги. Для удэгейского фольклора менее, чем для фольклора других тунгусо- маньчжурских народов, характерны собственно этиологические сюжеты, бы тующие в виде отдельных сказок, более типичны вставочные, перекочевав шие в состав других мифов и сказок. Они искусно вплетены в ткань разных по содержанию повествовательных произведений. Вставочные этиологиче ские сюжеты функционируют там для возвеличивания бэле, приписывая ей волшебные способности благотворно влиять на весь окружающий мир. Реже эти сюжеты служат для характеристики достоинств егдыги. По существу они превратились в эпизоды, дополняющие характеристику личности героев, и имеют тенденцию к превращению в фольклорный художественный прием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2