Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
— Дух-хозяин воды, я нечаянно !2 Если у человека опухнет рука или нога, то говорят: “Дух-хозяин во ды вызвал опухоль; ему самому было больно, поэтому он и человеку сде лал опухоль на ноге или на руке“. Лечат человеку руку или ногу и ду мают, что лечат этого духа-хозяина. Все люди думают: все, что живет, все, что есть в тайге, имеет своего хозяина: и земля, и вода, и огонь. И всему этому они ничего плохого не делают: если будешь плохо относить ся, это к тебе назад вернется, и тебе плохо будет. 4 Владыка огня, дух-хозяин огня, находится в очаге, там, где раньше был костер. Дух-хозяин огня всегда возле человека: ведь человек на огне готовит себе поесть. Готовят пищу и угощают духа-хозяина огня, чтобы тот даровал благо: чтобы нам добыть и зверя и пушнину. И чтобы зверь не слышал человека, чтобы человеку [можно было] близко подойти и убить его. Запрещено тыкать острым концом или ножом в очаг, можно нечаянно ранить духа-хозяина огня, и он рассердится3. 5 Лунге — дух-хозяин воды. У Лунге просят даровать благо во время сильного наводнения4. Старая бабушка или старый мужчина становятся на колени у самой воды и потом кланяются Лунге: — Хватит нам присылать воды, а то мы сейчас утонем, и сами, и наши вещи! Жгут багульник и молятся у самой воды. У Лунге просят даровать благо, когда начинается ледоход и лед начинает идти против течения, когда все острова заливает водой со льдом. А на этом месте лед с грохотом идет вверх, падают деревья и обваливается земля у берега. 6 Как только ночью появится звезда Лебедь5, очень старый человек просит ее даровать благо, если люди жили и вдруг заболели от эпидемии и все умирают. Тогда просят о благодеянии звезду Лебедь, чтобы мор ушел и все больные выздоровели. Жгут багульник, убивают петуха; для этих больших молений 6 уходят в тайгу. Если это не поможет, просят ни спослать благо у солнца, когда оно только восходит. 7 Дух-хозяин реки: у каждой реки свой хозяин. В устье Сукпая, на склоне горы, есть молельня7. В этой молельне молился род Кимонко. Плывя вверх или вниз по реке, все люди останавливаются здесь пере ночевать. Чтобы угостить 8 хозяина Сукпая, с тем, чтобы потом на охоте получить [от него ] благо и добыть много зверя и пушнины. — Хозяин Сукпая, дай нам много зверя, чтобы не голодать, чтобы хорошо жить! 8 Хозяин-скала стоит на скале у [реки ] Чукён9, его издалека видно — словно охотничья шапка богдо. Кто бы мимо ни проезжал, все останав ливаются, чтобы попросить блага у хозяина Чукена: — Хозяин-скала, дай нам хорошей охоты на зверя и пушнину! Мы угостим тебя звериной головой и кровью! 9 На реке Катэн 10 есть скала. На этой скале плоский камень, словно столик11. Забравшись на эту скалу, охотники жгут багульник и просят блага у хозяина Катэна, чтобы хорошо охотиться, добывать много пуш нины и зверя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2