Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

В фольклоре удэгейцев есть фигура Гаи, или Гаки (тексты 21—23), что значит “ворона11, но в мифах это имя принадлежит царю ворон или же ка­ кому-то их повелителю. Возвеличивание и мифологизация вороны — отли­ чительная черта удэгейского фольклора, развившаяся из его контактов с ми­ ром маньчжурской мифологии. Вот что пишет о культе ворон архимандрит Палладий: “Рассказывают, что вороны раз спасли основателя царствующего дома Тайцзу от неминуемой опасности быть убитым в бегстве от преследо­ вавших его неприятелей, прикрыв его в траве; в память-де этого события и в благодарность птице-спасительнице у маньчжуров в домах ставят веху с со­ судом наверху, в который кладут мясо для ворон. В жизнеописании Тайцзу действительно повествуется о чудесном его спасении, но обычай кормить во­ рон на вехах существовал в Маньчжурии ранее Тайцзу; вороны, в туземной религии, суть представители предков, съедающие фамильную жертву" [88, с. 360—361 ]. В мифе о муже-уже (текст 24), кроме древней основы, которую мог со­ ставить сюжет о тотемическом браке женщины с ужом, видны наслоения бо­ лее поздних сюжетов и мотиваций. Вначале рисуется патриархальная семья во главе со стариком Канда — одним из наиболее часто встречающихся пер­ сонажей удэгейского фольклора. Затем появляется центральная тема — кон­ фликт между младшей и старшими сестрами. Конфликт по своей сути быто­ вой, разыгравшийся на почве сорората. Сорорат — обычай, отражающий переживания группового брака, по ко­ торому муж младшей сестры имеет брачные права на старших сестер своей жены. Этнографическая литература этот обычай освещает скупо. У тунгусо- маньчжуров с ее “косой" классификационной системой родства, очевидно, та­ кое право распространялось только на старших сестер жены. Когда уж пре­ вратился в прекрасного мужчину, старшие сестры стали мучить младшую из ревности, а может быть, из-за несоблюдения обычая, по которому первой вы­ ходит замуж старшая сестра, при этом ее муж не имеет права на ее младших сестер. Тема длительных поисков младшей сестрой своего исчезнувшего мужа введена для утверждения ее единоличного права на супружество. В фольклоре обычно для утверждения исключительного права на что-либо герой или ге­ роиня должны пройти через испытания: длительный трудный поиск, опасную борьбу, выигранное соревнование. Звери-помощники введены в текст с обыч­ ной для удэгейского фольклора этиологической концовкой: лось получает за помощь хвост, а селезень — пеструю нарядную раскраску. В фольклоре всех народов Севера и Сибири есть произведения этиоло­ гического содержания. Они образуют вполне сложившийся тип и своими ис­ токами уходят в мифы. К настоящему времени большинство этиологических мифов потеряло сакральный смысл и частично трансформировалось в сказку. Исключение составляют лишь те из них, которые связаны с медвежьим куль­ том. Поскольку медвежий культ еще не везде полностью утратил свое зна­ чение, постольку и соответствующие этиологические рассказы сохраняют роль сакральных мифов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2