Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

46. ШАМАН ОТВОЗИТ ДУШУ УМЕРШЕГО В ЗАГРОБНЫЙ МИР1 1 Когда болеет и умирает человек, люди зовут шамана, чтобы тот от­ вез его душу в загробный мир. Душа у этого больного сама [туда ] не уйдет. Если его душа долго пробудет [здесь ], то станет злым духом, а родственники 2 будут болеть и умирать3. Поэтому говорят: “Быстро увози в загробный мир!“ 2 В один какой-то день в балагане идет подготовка. Делают из сухой травы человека. Чтобы он стоял, сзади его подпирают палкой. Множество людей в этом балагане сидит тихо-тихо. Шаман начинает шаманить. Камлает, надев свой халат, шапку и шаманский пояс. В очаге жгут багульник. В балагане стоит дым от багульника. Шаман начинает петь своим собственным голосом, тихо-тихо, и поет и поет все громче и гром­ че. Громко колотит в бубен. Когда приходит его дух-помощник, он гово­ рит: “Сок-сок-сок-сок“4. После этого шаман встает и начинает камлать. Камлает, камлает и находит душу умершего человека под мышкой у его жены. А потом заставляет ее войти в пудэнку5. После этого пудэнку садят посередине и устраивают пиршество, прежде чем отвозить [душу ] в за­ гробный мир. Шаман разговаривает с душой этого умершего человека, тот говорит жене и детям, чтобы они хорошо жили. [Умершего ] потчуют и водкой, и табаком, и пищей. 3 Когда всё закончат, отвозят душу. Шаман везет [нарты ], все идет и идет к верховью реки и подходит к отверстию в горе. Шамана обвя­ зывают как поясом кожаной лямкой от ручных нарт. И держат эту лям­ ку, чтобы дух-помощник шамана не остался в краю мертвых. Он ныряет в отверстие в скале. Оказывается в стране мертвых и говорит: — В нашем мире — лето, в их мире — зима, холодно. И все-таки надо идти. Он движется, как будто идет на лыжах. Идет не долго. Видит следы нарт. Там живут по своим законам. Шаман ос­ тавляет душу человека и возвращается назад. Все, кто находятся в ба­ лагане, выносят пудэнку наружу. [Возвращаясь, шаман ] вновь ныряет в отверстие. И, вернувшись в этот мир, велит отпустить лямку. Шаман кончает камлать. После этого люди курят, пьют чай или еще что-нибудь. 4 Через месяц после проводов этой души устраивают гонгой6. Изве­ щают людей, живущих и там, и здесь, чтобы все знали, где будут справ­ лять гонгой. Зовут шаманов, живущих и вверх и вниз по реке. Летом приезжают на батах, быстро отталкиваясь шестами. Приезжают словно на праздник, нарядившись в праздничную одежду, надев разукрашенные халаты. А шаман, сидя на бате, играет на бубне. Приезжают и сверху и снизу по реке. Много людей собирается, интересно! И там и здесь ста­ вят себе шалаши. Для приготовления лэмэ 7 ставят на костер большой чугунный котел. Это лэмэ делают в виде змеи, а сверху нарезают на нем полоски.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2