Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
3 Из тайги приносят тоненькое деревце с тремя ветвями. На эти три ветви кладут гнездо, сделанное из сухой травы. На концы этих трех вет вей привязывают лоскутки материи. Шаман начинает камлать. Начи нает петь тихим, идущим из чрева голосом, вызывает своего духа-по- мощника. Тихо-тихо бьет в бубен, отгадывает, где же душа ребенка. И, узнав, говорит: — Душа ребенка ушла назад в свое оме. Эту душу надо будет про сить у Великой Бабушки. 4 Великая Бабушка ухаживает за душой ребенка в оме. Потом отправ ляет ее к живому человеку, к женщине, и женщина рожает ребенка. Ве ликая Бабушка присматривает за тем, как растят ребенка, не мучают ли его, не болеет ли он, не держат ли его в голоде. Если ребенок забо левает, она забирает его душу назад в оме, кладет опять на дерево хуига. 5 Шаман в образе своего духа-помощника отправляется за душой. Его дух летит по горам и по рекам. Приближается к самой высокой горе и поднимается на нее. Поднимаясь туда, шаманский дух 4 из птички пре вращается в гусеницу, затем в бабочку. И потом летит так, чтобы Ве ликая Бабушка его не заметила. Летит, летит и превращается в совсем маленькую бабочку. В виде духа-помощника приближается к балагану Великой Бабушки и все летает, все летает вокруг нее. Великая Бабушка махает руками, ей мешает эта бабочка. Она спрашивает: — Кто пришел? Если с известием пришел, говори! Шаман начинает разговаривать с Великой Бабушкой: — Я пришел за душой своего ребенка. Великая Бабушка говорит: — Следите за ребенком, чтобы он без конца не падал, чтобы синяков у него не было. Шаман спрашивает у матери ребенка: — Великая Бабушка все спрашивает, почему у него синяки? Мать говорит: — Играл и упал на дрова. И зовет своего ребенка: Дэхэнё, дэхэнё5, Возвращайся, сынок! Дэхэне, дэхэне, Возвращайся к матери! Поиграть игрушками, Дэхэне, дэхэне, Возвращайся к матери! Приходи покушать, Дэхэне, дэхэне! Великая Бабушка соглашается отдать ребенка. Шаман кладет душу ре бенка в рот и возвращается в мир живых людей. Приходит в балаган, ще живые люди. Выдувает изо рта душу ребенка в кожаное оме. Его помещают на дерево хуига. Через какое-то время это оме пришивают к одежде ребенка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2