Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

3 Из тайги приносят тоненькое деревце с тремя ветвями. На эти три ветви кладут гнездо, сделанное из сухой травы. На концы этих трех вет­ вей привязывают лоскутки материи. Шаман начинает камлать. Начи­ нает петь тихим, идущим из чрева голосом, вызывает своего духа-по- мощника. Тихо-тихо бьет в бубен, отгадывает, где же душа ребенка. И, узнав, говорит: — Душа ребенка ушла назад в свое оме. Эту душу надо будет про­ сить у Великой Бабушки. 4 Великая Бабушка ухаживает за душой ребенка в оме. Потом отправ­ ляет ее к живому человеку, к женщине, и женщина рожает ребенка. Ве­ ликая Бабушка присматривает за тем, как растят ребенка, не мучают ли его, не болеет ли он, не держат ли его в голоде. Если ребенок забо­ левает, она забирает его душу назад в оме, кладет опять на дерево хуига. 5 Шаман в образе своего духа-помощника отправляется за душой. Его дух летит по горам и по рекам. Приближается к самой высокой горе и поднимается на нее. Поднимаясь туда, шаманский дух 4 из птички пре­ вращается в гусеницу, затем в бабочку. И потом летит так, чтобы Ве­ ликая Бабушка его не заметила. Летит, летит и превращается в совсем маленькую бабочку. В виде духа-помощника приближается к балагану Великой Бабушки и все летает, все летает вокруг нее. Великая Бабушка махает руками, ей мешает эта бабочка. Она спрашивает: — Кто пришел? Если с известием пришел, говори! Шаман начинает разговаривать с Великой Бабушкой: — Я пришел за душой своего ребенка. Великая Бабушка говорит: — Следите за ребенком, чтобы он без конца не падал, чтобы синяков у него не было. Шаман спрашивает у матери ребенка: — Великая Бабушка все спрашивает, почему у него синяки? Мать говорит: — Играл и упал на дрова. И зовет своего ребенка: Дэхэнё, дэхэнё5, Возвращайся, сынок! Дэхэне, дэхэне, Возвращайся к матери! Поиграть игрушками, Дэхэне, дэхэне, Возвращайся к матери! Приходи покушать, Дэхэне, дэхэне! Великая Бабушка соглашается отдать ребенка. Шаман кладет душу ре­ бенка в рот и возвращается в мир живых людей. Приходит в балаган, ще живые люди. Выдувает изо рта душу ребенка в кожаное оме. Его помещают на дерево хуига. Через какое-то время это оме пришивают к одежде ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2