Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

ни дух-хозяин, никто не присылал. Люди и сами голодали, и дети их го­ лодные плакали. Болели и постепенно умирали. 11 Заболев, люди звали шамана — лечить. Шаман надевал свою одеж­ ду. Одежда у шамана была особая. На белом халате разные змеи, чере­ пахи, кукушки, горбатые человечки — это все шаманские сэвэхи. На голову надевал он шапку с рогами изюбря; рога были сделаны из дерева, и там еще всякие разные змеи12. На лицо надевали деревянную или бе­ рестяную маску13. Надевал он шаманский пояс. Шаманский пояс был сделан в виде кожаного пояса- змеи. К этому поясу пришивали железные и медные колокольчики. На сгибы ног и рук привязывали стружки. Бу­ бен был круглый. Делали бубен из шкуры косули. Из щучьей кожи де­ лали клей14. Перед шаманом ставили горящие угли, жгли багульник. 12 Шаман приступает к камланию. Сидя, начинает петь. Поет и поет, повторяя “сок-сок-сок“15. Все его тело начинает трястись как в лихорад­ ке. Голос становится все громче и громче. Тут появляется его дух-по- мощник. Все, кто помогают, брызгают ему на голову настой багульника, и он [возбужденно] кричит: “Сок-сок-сок-сок! Эдэ-дэ, дэ-дэ-дэ! Эдэ-дэ, дэ-дэ!“ Шаман поет, поет и говорит, какой болезнью [человек] болеет. Если страдает животом, делают лягушку с зелеными глазами. Все боль­ ные до выздоровления носят на себе этот сэвэхи — чтобы выздороветь. 13 Удэгейцы всё ждали от Буа, чтобы он проявил к людям жалость. От­ правляясь на промысел, охотник угощал духа-хозяина, чтобы добыть зверя. Если не дать хозяину, он сердится и не посылает зверя16. Если на­ чинается сильный дождь и быстро прибывает вода, опять просят милости у хозяина воды17. Вот так и жили. 45. ШАМАН 1 Раньше шаманы были большие и малые. Перед началом камлания [шаман ] надевал шаманский костюм. Одежда у него была белая. На ней были вышиты змеи, лягушки, сингму. Пояс делали из кожи в виде змеи с жалом. Сверху его расписывали черными и красными полосами. К это­ му поясу пришивали железные и свинцовые колокольчики. Сверху к шапке приделывали рога из дерева, по краю делали лягушек и змей. На лицо надевали деревянную или берестяную маску. На ней рисовали чер­ ные и красные полосы. По краям со всех сторон ее отсрочивали медвежь­ им мехом. Над локтями и коленями и на голове, по лбу, привязывали стружки. На ноги надевали улы1. 2 Начиная камлать над больным ребенком, шаман ищет отгадку. Он знает, что у этого ребенка нет [сейчас ] души. Перед камланием делают из кожи оме2, оно круглое. К нему приделывают глаза из синих бусинок3. Ребенок долго-долго болеет, отыскивает снова свою душу и лишь потом выздоравливает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2