Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

рами. Если женщина была мастерицей, все в узорах ходили, а если не­ умелая, то одежда простой была. 5 Одежда охотника: сигэ, сшитая из шкуры изюбря, шерстью наружу3. На спине у этой куртки делали петлю, чтобы подвешивать топор. По­ яс — из кожи, на этом поясе ножны для охотничьего ножа, ножны для афили и поясная дорожная сумка. Туда клали иголки, лечебную мазь, нитки, камни для высекания огня, мох — все, что необходимо в тайге. Кожаные наголенники и кожаные улы. На голову надевали пумпу и богдо с наушниками4. В улы клали сухую траву для стелек5. 6 Зимой на охоте мужчина постоянно носит лыжи. Лыжи обклеивали камысом, спереди приделывали шарик из камыса, сзади пришивали мед­ вежий мех. Лыжная палка; с одного конца ее делали из кости, острую- острую, и привязывали круг из кожаной веревки, с другого конца ее де­ лали плоской, чтобы разгребать под снегом. 7 Раньше ружей не было. Промышляя больших зверей: медведя и ка­ бана, охотились с копьем. На лося и изюбря охотились петлями, уста­ навливая их на тропе. На косулю, кабаргу и белку охотились стрелами. На соболя охотились сетью адилику 6 и стрелами. 8 Когда медведь ложился в берлогу, в одиночку не охотились, шли по нескольку человек. Копья держали наготове, чтобы ударить, как только он станет вылезать; ждали с обеих сторон и посередине. Медведь ломал копья у охотников, драл когтями людей, убивая тех, кто охотился. Если такой медведь убегал, охотники гнались за ним три дня, чтобы убить. Не оставляли медведя, который убил человека. Он потом еще человека убьет, если его не убить. А затем убитого медведя судили. Медвежью го­ лову ставили мордой в сторону восходящего солнца. Суд над медведем. Шаман беседует с медведем. Он говорит: “Почему медведь убивает лю­ дей? Он зверь, он не должен людей убивать*17. На медвежье мясо и кости всегда налагали запреты8. Объеденные кости клали в древесное дупло, а голову вешали на ветку дерева. Если так не поступишь — грех, медведь больше не попадется. Медвежьего сала хватало для еды в зимнее время. А желчь его пили, когда заболит живот. В погоне за зверем устанут, по­ едят ягоды лимонника или элеутерококка, и усталости как не бывало. 9 Летом мужчины промышляли рыбу, плавая на оморочке и бате. Оморочку и бат делали из ствола тополя. Отправляясь ночью на бате лу­ чить рыбу, били ее острогой. Для лучения брали с собой кедровую смо­ лу9. А осенью заготавливали много кеты, чтобы питаться целую зиму. Собакам для еды заготавливали юколу10. Эту заготовленную .кету поме­ щали на вешала и после того, как она высохнет, складывали в амбар. ю Бывало, что подолгу голодали. Зимой расходовали всю заготовлен­ ную кету. На охоте не могли добыть зверя. Промышляли петлями зайцев и кабаргу. Если медведя не добудут, то и сала нет. А сала нет, у человека пропадает сила. Когда кончалась пища, ели свои кожаные подстилки. Начинали просить Буа о ниспослании блага; просили о благе и духа-хо- зяина и сэвэхи 11 — чтобы всем голодающим послал он зверя. Ни Буа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2