Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)

бытий, изменение внешности и поведения животных и т.п. Эти персонажи могут быть антропоморфными божествами или культовыми животными. Поэтичен миф о кукушонке (текст 8). Кукушонок — своего рода Амур удэгейской и орочской мифологии. По представлениям орочей, он может ока­ зывать сильное влияние на влечение женщины к мужчине. Очевидно, это по­ верье было и у удэгейцев. Образ кукушонка связан с приходом весны, радо­ стью жизни, веселым настроением у человека, шагающего по утреннему лесу. Этот образ присутствует в поэзии эвенков, якутов. В удэгейском мифе куку­ шонок — младший брат прекрасной мифической бэле, своей радостью и пес­ ней обязанный ее ласке и заботам. Вместе с тем в мифе присутствует соци­ альный конфликт между бэле и сестрами егдыги, которых именуют эмэндэ. Эмэндэ глупы, грязны, жадно поедают пищу, не занимаются домашним хо­ зяйством. Образ эмэндэ был создан в результате борьбы идеологий патриар­ хата и раннего общества, жившего матриархальным укладом. Общество, в ко­ тором первенство завоевал мужчина, стало развенчивать и подвергать реви­ зии мифологию прошлого. Женские персонажи в мифах стали заменяться мужскими; например, вместо хозяйки очага появился хозяин очага. Стало проявляться уничижительное отношение к женщинам, живущим самостоя­ тельно; им приписываются разные отрицательные черты поведения и харак­ тера. Этот процесс, порожденный сменой общественных формаций, впервые был замечен В.П. Богоразом на материале палеоазиатского фольклора [23, с. 74]. Изменения шли не вполне синхронно во всех группах носителей фольк­ лора, поэтому, например, в одном регионе хозяйкой очага еще оставалась ста­ руха, в другом утвердился старик. Вместе с тем не все мифы, созданные в период господства материнского рода, подвергались радикальной переработ­ ке. В мифе о кукушонке родство между братом и сестрой (что было одним из главных признаков материнского рода) превалирует над связью мужа и жены. Миф о Луги бэле, “Огненной деве“ (текст 10), олицетворяющей стихий­ ные лесные пожары, очевидно, стоит в ряду мифов об укрощении и приоб­ ретении огня. Победительницей Луги бэле стала молодая бэле, которая всту­ пила в жестокую борьбу со всепожирающим пламенем и ценой своей жизни одержала победу. На эту основу со временем наслоились вставочные этиоло­ гические сюжеты о происхождении металлов, конец же был явно заимствован из мифа о божественном зайце. Сам миф о зайце, к сожалению, не записан, но характерные для него фрагменты встречаются довольно часто в составе других мифов и эпических форм в фольклоре нанайцев. Со стихией огня связан и миф о Сэлэмэгэ (текст 20). Имя Сэлэмэгэ со­ стоит из слова сэлэ “железо11, известного во всех тунгусо-маньчжурских язы­ ках, и слова мэргэн ~ мэггэ ~ мэгэ “богатырь", о котором сказано выше. Воз­ можно, имя героя нанайского или другого происхождения, поскольку в удэ­ гейском нет слова мэргэн ~ мэггэ “богатырь". Мифический образ Сэлэмэгэ, возможно, связан с раскаленным железом, каким его можно видеть в процессе плавки или ковки. Вероятно, образ Сэлэмэгэ появился вместе с кузнечеством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2