Фольклор удэгейцев: Ниманку, тэлунгу, ехэ. - 1998. (Т. 18.)
жета, он связан с развитием почитания медведя как племенного божества и соответствующих обрядов, смысл которых в том, чтобы ввести медведя в за блуждение, доказать, что убили его другие люди, и т.п. В обряде же медвежь его праздника у всех народов Приамурья и Приморья всегда присутствует ри туальное убийство медведя. Подробно медвежий культ и связанные с ним мифологические представ ления эвенков описаны А.Ф. Анисимовым [11, с. 106—126]. Миф о браке женщины с медведем в удэгейской версии, как и в орочской, утверждает в идеологии свершившийся переход от кровно-родственного брака к кузенному. За нарушение древнего права младшего брата на свою старшую сестру как на жену заплачено смертью ее медведя-мужа, а в удэгейской вер сии — и смертью ее детей, рожденных от медведя. Люди, убившие медве- жат-племянников младшего брата, в качестве выкупа за убийство дают ему в жены свою сестру, и два рода становятся свойственниками, возникает эк зогамный брак. Погашение кровной мести путем передачи пострадавшему ро ду женщины или медвежонка соблюдалось орочами еще в первой половине нашего века. Миф и обычай прямо совпадают. Последний эпизод о женитьбе младшего брата, очевидно, появился в результате корректировки мифа под влиянием новых установок отцовского рода: род патрилокален — муж берет жену в свой род. Идея брачных отношений между женщиной и представителями животно го мира в мифологии всех народов Севера представлена очень широко; однако у тунгусо-маньчжуров превалирует медвежий вариант. Эта идея, вероятно, возникла из древних охотничьих мистерий, имевших цель магически воздей ствовать на удачный результат охоты. При этом женщина играла роль при манки, помогающей загнать зверя в расставленные для него ловчие ямы, на крутые обрывы или водные пространства, где охотники могли бы убить пре следуемого зверя. Предположения о происхождении мифологических сюжетов о браке жен щины с животными основаны на ряде эвенкийских сказок и мифов, отража ющих древнейшие охотничьи приемы. По содержанию и поэтике этот пласт эвенкийского фольклора можно трактовать как часть магических охотничьих мистерий, в которых главную роль играет женщина. Попытка анализа этих сюжетов, в первую очередь связанных с медведем, сделана в специальной статье Е.П. Лебедевой [58 ]. Удэгейский миф о солнце и луне (текст 5) значительно отличается от ши роко известного инварианта о трех солнцах, распространенного во всем При амурье и Приморье (см., например: [4, № 37; 169, с. 493—494]). В удэгей ском мифе говорится о двух солнцах, которые нещадно палили и уничтожали все живое. Запечатленные в удэгейском мифе события более напоминают кар тину сильной засухи, нежели миф о сотворении земли, каким он представлен в фольклоре нанайцев, орочей и ульчей. Миф “Кабарга" (текст 4) относится к этиологическим, тем, которые объ ясняют определенные изменения в мире животных и в природе волей персо нажей, наделенных божественной способностью оказывать влияние на ход со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2